Московская мэрия (видимо) управляет бот-фермой в Twitter
Примечание редакции. Думаете, госслужащие такие продвинутые, что идут в ногу со временем и стабильно пишут посты в соцсетях? И у них прям есть армии фанов, готовых ринуться в бой, дабы очистить имидж своих кумиров? Предлагаем вашему вниманию материал «Лапшеснималочной», в котором Алексей Ковалёв рассказывает про троллей на зарплате у российских чинуш.
26 февраля, когда в Москве (и других городах, но тут речь будет только о Москве, поймёте, почему) проходил марш памяти убитого Бориса Немцова, в это время в социальных сетях несколько сотен разных аккаунтов на разные лады повторяли одну и ту же нехитрую мысль: «А почему они митингуют в центре Москвы, а не идут на кладбище, на могилу Немцова?».
Это была явно хорошо скоординированная кампания — тем более, что тезис не слишком оригинальный, на первую годовщину убийства Немцова его тоже повторяли. Задействовали известных пользователей, с синими галочками и тысячами подписчиков.
Один из героев программы, ставшей темой нашего самого увлекательного расследования.
Подключили лояльные издания.
(Годовщина убийства была 27-го, а марш днём раньше, 26-го, на годовщину-то как раз люди и пошли на кладбище поминать, но это уже детали).
C цитатами из сторожа Троекуровского кладбища, который как будто прямо ждал корреспондента «Комсомолки».
И то же самое подхватывает хор ботов в Twitter.
Это всё, в общем, довольно предсказуемо, такое каждый раз происходит. В нашем конкретном случае тут интересен центр управления: кто рулит всеми этими ботами?
Следя за этой активностью, я заметил одну закономерность: чаще всего эти боты фолловят одних и тех же пользователей. А заметил я это потому, что когда-то по работе в городском издании сам фолловил всех подряд московских глав управ, муниципальных депутатов, сотрудников мэрии и прочих людей, имеющих отношение к правительству Москвы — которое, напомню, в этой истории — сторона заинтересованная.
Так вот, каждый раз, когда я попадаю на очередную бот-кампанию в Twitter, то вижу, что эти боты взаимно фолловят этих муниципальных депутатов. Вот как это выглядит.
Типичный аккаунт: ни имени, ни фото, в ленте одни ретвиты таких же ботов про продажную оппозицию, пьяного Порошенко, подлую Америку, великий Советский Союз и прочее. Как правило, круглосуточно и через равные промежутки времени.
И у меня у всех в профиле отображается один и тот же иконостас из фолловеров.
За исключением интернет-издания «Свободная пресса» и комиксистов из студии «Чебурашка», все эти лица — муниципальные депутаты разных районов Москвы. Вот типичный профиль. У депутатов там всё более прилично: настоящее имя, контактные данные, «паспортное» фото, синяя галка одобренного профиля. И типичные признаки бота: аномально огромное количество фолловеров и тех, кого фолловит он, посты и ретвиты по расписанию (раз в час в рабочее время).
У этих мелких московских чиновников нереалистично огромное количество «читаемых» и «читателей». Если присмотреться, то это в основном мусорные боты. И списки и тех, и других у всех депутатов во многом совпадают.
То есть у депутатов десятки тысяч фолловеров, что крайне ненатурально для мелкого чиновника с официально-обезличенным аккаунтом, и сами они фолловят десятки тысяч пользователей, которые всегда находятся на острие очередной тролль-атаки.
За этим броуновским движением я давно наблюдаю, у меня куча таких примеров. Но у меня нет доказательств, что на самом деле все эти аккаунты — как и Twitter самого мэра Москвы @MosSobyanin и даже самого знаменитого московского депутата Эрнеста Макаренко, известного своим ярким стилем — на самом деле ведёт некий безымянный СММ-щик где-то в кабинетах мэрии. И доказательства связи с ботами у меня тоже нет.
Но недавно со мной произошла забавная история. Можно сказать, журналистская удача. Я знал, что мэрия Москвы очень внимательно относится к интернет-изданиям, соцсетям и так далее. Она ежегодно тратит огромные деньги из бюджета города на содержание собственных изданий — от телеканалов до газет, радиостанций и сайтов. Я сам даже про это делал расследование.
Из всех городских изданий в Москве большая часть так или иначе принадлежит администрации. Но команде Сергея Собянина недостаточно доминировать в эфире, так сказать, легально — она прибегает к массе разной степени жульнических приёмов, чтобы до москвича гарантированно дошла точка зрения именно мэрии. Например, из расследования РБК мы узнали, как мэрия манипулировала заголовками «Яндекс-новостей», регистрируя там как СМИ одинаковые, как две мусорных урны, сайты районных газет, которые одним залпом давали новость в духе «Сергей Собянин открыл детский сад» и проталкивали её в топ новостей.
Не стесняется мэрия и обычной коррупции тех СМИ, которые ей неподконтрольны. То есть просто даёт денег за нужное освещение (на журналистском жаргоне — обычная «джинса»).
Но есть ещё и соцсети, где граждане совершенно бесконтрольно критикуют мэра и его работу! На это тоже найдётся ответ за очередные десятки миллионов рублей из бюджета города (который более чем наполовину наполняется из наших с вами налогов, кстати).
Вооружённый этим знанием, я как-то у себя в Facebook написал что-то критическое, типа «не могу дождаться троллейбуса, потому что Собянин отменил маршрутки». И буквально через несколько минут первый комментарий от типичного бота: явно вымышленное имя, пустой профиль, чужая фотография. И начинает стандартную бот-работу, создавать видимость поддержки мэра в соцсетях: это временные трудности, Собянин всё делает правильно. И я его в шутку спрашиваю : ну вам-то там в мэрии хотя бы нормально за это платят?
Я до сих пор не уверен, что это не была чья-то шутка, но он не только ответил, что, мол, нормально, не жалуемся, на Uber хватает, но и… предложил мне работу. Я написал ему в личку и у нас состоялся увлекательный диалог.
Подтвердить эту информацию мне не удалось. В реестре юрлиц в Москве нет организации «Пиетет» по адресу Тверская, 7, то есть в здании «Центрального телеграфа».
Дальше мы с моим анонимным, но дружелюбным собеседником разговорились, и он мне сообщил массу любопытного. Например, что аккаунт Сергея Собянина в Twitter ведёт лично вице-мэр Анастасия Ракова.
А также что эта контора — «Пиетет» — занимается в том числе «отмывом» некоего крупного чиновника в соцсетях. Я сразу понял, о ком идёт речь — если вы в Twitter напишете что-нибудь критическое про вице-премьера России Игоря Шувалова, то вам в реплаи тут же посыпятся вот такие однотипные комментарии.
Ну и многое другое. Например, та самая «фабрика троллей» в Питере, про которую была масса громких расследований в том числе в зарубежной прессе, похоже, переехала в Москву и теперь работает под крылом московской мэрии. Должность, которую предложили мне — «комьюнити-менеджер по работе с нелояльной аудиторией» — это, другими словами, тролль на зарплате.
Но касательно нашей истории интереснее всего вот этот фрагмент нашей переписки.
Лисовенко — это Алексей Лисовенко, глава муниципального округа Бабушкинский.
И герой вот этой истории.
А Сергей Поспелов — это уже большой федеральный чиновник.
До этого он руководил Федеральным агентством по делам молодёжи, которое курировало скандально известные прокремлёвские движения типа «НАШИ». Именно из взломанной почты первого руководителя Росмолодёжи Василия Якеменко мы впервые узнали о том, что российские власти охотно платят за искусственно создаваемую в соцсетях видимость поддержки себя любимых.
Итого, что мы имеем:
- Аккаунты мелких московских чиновников в Twitter ведут не они сами, а некий внешний SMM-менеджер, нанятый московской мэрией.
- Этот SMM-менеджер массово фолловит — и, видимо, создаёт — ботов, которые устраивают организованные кампании против критиков мэра Москвы в соцсетях и оппозиции вообще, а также в защиту крупных федеральных чиновников.
- Под эту контору специально создана сложная и дорогостоящая система мониторинга, которая отслеживает актуальные темы в соцсетях и позволяет на них оперативно реагировать.
Но в открытых источниках найти следы существования конторы под названием «Пиетет» мне не удалось — возможно, удастся более въедливым коллегам.
P.S. Да, а с работой у меня обломалось. Я довольно самонадеянно хотел внедриться в организацию, но меня якобы отсеяла служба безопасности.
Мой собеседник удалил свой аккаунт, так что в Facebook вы его уже не найдёте, но переписка у меня сохранилась. Судя по всему, у него там какие-то проблемы из-за того, что он предложил мою кандидатуру. Я заранее перед ним извиняюсь, что выкладываю тут нашу переписку, но, во-первых, она не то, чтобы очень личная — я ведь даже не знаю, как его зовут (и вообще, «он» ли это), а, во-вторых, она представляет общественный интерес. Если что, с «Лапшеснималочной» можно связаться по адресу [email protected].
Такие вот дела.
Источник: Лапшеснималочная.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!