Покушение третьего поколения
Когда автор этих строк был юн и безбород, читать Сергея Лукьяненко еще не считалось неприличным. В 1998 году в «Фальшивых зеркалах» Лукьяненко описал три типа «оружия», способного достать человека через компьютерные сети. Первое поколение повреждало софт пользователя, второе — его компьютер, третье — его самого.
Прошло почти двадцать лет. И, кажется, сейчас в США будет первый крупный суд в связи с попыткой убийства с использованием оружия третьего поколения.
Журналист из Далласа Курт Айхенвальд любил ругаться в соцсетях по общественно важным вопросам (как я его понимаю!) В какой-то момент Айхенвальд вступил в перепалку с другим журналистом — телеведущим «Фокс Ньюс» Такером Карлсоном. Последний позвонил ему и прямо в прямом эфире начал распекать за то, что Айхенвальд в своем твиттере сторонников Трампа не любит. Опять-таки, узнаются отечественные цеховые разборки.
Но дальше все обернулось нетривиально. Это видео увидел некто Джон Ривелло из Мэриленда. И у Джона, как говорится, бомбануло.
Джон прочел биографию Айхенвальда и узнал, что тот давно страдает эпилепсией. Узнав это, Джон полез в сеть и проверил, можно ли вызвать у эпилептика припадок часто мигающим ярким изображением. Убедившись, что можно, Джон создал гифку с заглавием «Ты заслужил удар за свои посты» и твитнул ее Курту.
Сработало. Айхенвальда действительно хватил удар — восьмиминутный эпилептический припадок. Его жена, впрочем, была к этому готова, и успела не только откачать супруга, но и проверить, кто прислал ему гифку, и пообещать Джону суровое возмездие.
Тоже сработало. При всем своем преступном креативе Джон оказался просто фантастическим… скажем иначе, фантастически беспечным человеком. Твиттер-аккаунт, с которого он высылал гифку, оказался связан с его ICloud. А на последнем обнаружилось его личное фото с водительской лицензией в руках.
Более того, там было все — от скрина биографии Айхенвальда до результатов поиска по запросу «как вызвать эпилептический припадок».
Понятное дело, Джон сразу пошел под суд по обвинению в hate crime с великолепной формулировкой assault with a deadly weapon, где под «смертоносным оружием» подразумевается гифка. Будет теперь просить о снисхождении: адвокаты уже упирают на то, что он бывший морпех и ветеран иранской и афганской кампаний с запущенным ПТСР. Но все равно избежать тюрьмы ему вряд ли удастся. А Айхенвальд позже заявил, что это не первый случай, когда его пытаются «достать» такими изображениями. Просто в этот раз он как-то не сумел избежать и кликнул.
Что-то подобное уже случалось. В 2008 году форум Общества Эпилепсии был заспамлен мигающими картинками. К счастью, никто не погиб, хотя пару приступов было. За дело взялось ФБР, но результаты расследования так и не попали в прессу. При всем сходстве методов эти два случая разнятся целеполаганием. Когда ломали Общество Эпилепсии, речь шла о вышедшем из берегов троллинге. Сейчас же — о попытке преднамеренного убийства человека, который, гад такой, что-то не так комментировал в этих ваших интернетах. Вот в этом плане — первый раз.
И, как и любой первый раз, он ставит перед нами множество вопросов и дарит возможность для множества выводов.
Очевидный вопрос: можно ли убить по сети?
Практика показывает — да. Но если жертва уязвима и ты знаешь об этой уязвимости. Мерцающая картинка эпилептику, скример — сердечнику после инфаркта. Сейчас у нас активно спорят, можно ли через соцсети довести подростка до самоубийства. Ответ — да, можно, многократно доказано на практике. Вообще есть хорошее правило, если возникает вопрос по какой-то новой тенденции в наших интернетах — погуглите на английском. Не исключено, что в Штатах это прошли лет десять назад. Это же касается суицидов подростков в результате разномастного кибербуллинга — смотри, например, случаи Джессики Лейни, Принс Фиби или Райяна Хэллигана. Самым ярким было дело Мэган Мэйер, в котором девочку-подростка продуманно и системно довела до самоубийства мама школьной знакомой, создав фальшивый профиль виртуального ухажера. В связи с этим можно долго спорить, нагнетает ли ФСБ истерию вокруг разномастных синих китов и розовых тюленей, но факт остается фактом — люди, которым интересно доводить подростков до самоубийства дистанционно, существуют, и иногда у них получается.
Вообще существуют незнакомые люди, которым интересно вас убить по Сети не только «по делу», но и just for lulz — если у них это получится и если они считают (даже ошибочно — а это, как правило, ошибочно), что это им сойдет с рук. Чтобы у них это получилось, им нужно знать ваши слабые места. Логично постараться не рассказывать о своих слабостях. Это несложно, если тебе сорок пять и ты только что перенес инфаркт, сложнее, если ты активист гражданских кампаний по борьбе с эпилепсией, и совсем сложно, если ты 13-летняя девочка с лишним весом и проблемой с кожей. Все эти кейсы лишний раз показывают нам, как важна личная интернет-гигиена.
С другой стороны, эти истории подсказывают нам — полной анонимности в сети по-прежнему не существует. Вопрос лишь в масштабах, на которые надо набедокурить, прежде чем тебе в дверь позвонят. Американская полиция взяла Ривелло, российский Следком — Филиппа Будейкина (Филипп Лис из «синих китов»), канадские копы — похваставшегося в сети убийцу Луку Маниотту, а известную на Лурке Маску-тян деанонимизировали даже без всякой помощи «органов». С другой стороны, Лори Дрю, женщина, которая довела до суицида Мэган Мэйер, хоть и попала в руки правосудия, но была, фактически, оправдана — на тот момент в штате просто не было законодательства, по которому ее могли бы посадить. Теперь есть.
После грабителей приходят шерифы — и не всегда ясно, с кем из них комфортнее. С одной стороны, случаи пересылки насилия по Интнернету встречаются все чаще. С другой — результатом становится выстраивание новых норм и ограничений. Интернет уже давно не столь безопасен, как мы привыкли. И из-за этого он с каждым случаем становится все менее свободен.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!