Перейти до основного вмісту

Накласть в портфель. Внутренние дела и юстиция.

Сегодня переходим к премьерской квоте - министрам внутренних дел и юстиции.

Вчера мы подробно рассмотрели президентскую квоту. Сегодня настал черед квоты премьерской. Собственно, это те люди, ради которых Арсений Петрович был готов стукнуть мужественным кулаком об стол и самоликвидироваться в оппозицию. И не зря: два министра, о которых сегодня пойдет речь, критически важны и для его будущего, и для будущего его кабинета. И пресловутые реформы без их участия – так или иначе – не обойдутся. Итак, приступим к рассмотрению.

Арсен Аваков, Министр любви внутренних дел

реформы эмвэдэ аваков

звучит почти как мир труд май

все может быть но ты пока что

башляй

Кто? Наряду с кровавым пастором и кровавым Ярошем, один из символов бандеровской хунты. Харьковский бизнесмен, по стечению обстоятельств возглавлявший местную обладминистрацию на протяжении всего президентства Виктора Андреевича. Биологический оппонент Кернеса и Добкина. Фейсбук-министр внутренних дел, как его называют доброжелатели.

Собственно, термин «фейсбук-министр» был изобретен не в Украине, а явно где-то северо-восточнее Хутора Михайловского. В общем и целом, означает он лишь злобу и зависть неспособных на публичную дискуссию людей по отношению к людям, на нее способным. Авакова можно и нужно критиковать (есть за что), но он не стесняется выходить из собственной зоны комфорта. Ни одно мурло с вышитыми звездами, занимавшее этот пост до Арсена, из зоны комфорта не выходило. Ни разу. Начиная от «повелителя орлов» Кравченко и заканчивая бессловесным исполнителем воли государевой по фамилии Захарченко. Конечно, социальная активность министра создала для него «подушку безопасности» – теперь он медийная персона, со всеми плюсами и минусами данного статуса.

Пока что главная заслуга Авакова – не Нацгвардия, не угловное дело от СК РФ, а знаменитая презентация реформы МВД. Презентация отличная, что и говорить. Теперь дело за тем, чтобы реализовать все представленное (в чем есть сомнения). Тем более, пост за ним сохранился.

Зачем? На данный момент Аваков прочно связал политическую карьеру с «Народным фронтом». Сохранение им поста было одним из «граничных» условий Яценюка в рамках коалиции. И, разумеется, президент, имея лояльные кандидатуры, не горел желанием сохранять фейсбук-харизмата во главе одного из ключевых министерств. Однако выборы свое слово сказали. И теперь реформа МВД – лакмус непосредственно для Арсения Петровича.

Для Яценюка и всего «Народного фронта» Аваков – фигура топовая, козырная карта. Ни Виталий Ярема, ни даже Юрий Луценко и близко не обладают таким рейтингом в СМИ. Умный политик Петр Порошенко это понял, и решил подождать, пока старый-новый министр сольется сам. Потому что вычистить эти авгиевы конюшни не удавалось пока никому, слишком уж все запущено.

Что будет? Общественность начитана о грузинском опыте, и ждет, что будет, как минимум, не хуже. Про «бандитов в тюрьмах» нам уже рассказывали 10 лет назад. И лишь сейчас мы импортировали человека с реальным опытом посадки бандитов в тюрьмы. Если Эку Згуладзе назначат первым замом, и она сработается с Аваковым, мы рискуем получить термоядерный взрыв в МВД. И это будет прекрасно.

Реально, мы сейчас имеем в правительстве «черный ящик». Министры-варяги и их замы-варяги, да еще с реальными полномочиями – это фактор, могущий выступить как “Deus ex machina”. А могущий бесславно сгинуть в неравном бою с идиотизмом и коррупцией, как это уже случилось с Павлом Шереметой. Нужно с первого же дня рубить с плеча, сокращать штат, возбуждать дела. По делам их узнаем их.

Чего не будет? На реформу МВД возлагаются огромные надежды. Во многом наивные, безумные, необоснованные. Одно можно сказать: так, как в Грузии – не выйдет. Чересчур разнятся масштабы. К тому же Грузия долгое время противостояла латентной агрессии, а в нашем случае своих намерений агрессор не скрывает. Война, люстрация, предатели на востоке, Нацгвардия, ГАИ, муниципальная милиция – все это придется решать министру Авакову. Во всяком случае, от него будут требовать реформ. И, разумеется, все будет реформироваться весьма хреново.

Вообще, милиция – очень чувствительный по отношению к общественному мнению аппарат. На постсоветском пространстве ее привыкли ненавидеть, и за год после Майдана мало что в этом плане поменялось. Первая задача министра – понять, почему в обществе само слово «милиция» практически не употребляется. И принять соответствующие меры.

Вторая «хотелка» Арсения Петровича не уступает по своему значению первой, хоть и менее на слуху.

Павел Петренко, Министр юстиции

а честный взгляд павла петренка

так многих обнадеживал

но не бывало чтоб министыр

не крал

Кто? Кадровый юрист. Земляк и старый знакомый премьер-министра. Это заметно хотя бы по участию Петренко в проекте «Фронт змін», благополучно провалившемся на президентских выборах-2010. Адвокат, депутат Киевсовета. Человек-электровеник, умудрившийся за последний год успеть везде. И главное – всячески способствовавший принятию закона о люстрации. Сейчас модно говорить, что этот закон – лишь таран для того, чтоб одна ФПГ снесла с пути другую. Но, тем не менее, он (закон) вызывает неподдельную панику среди людей в мантиях, злобные комментарии заказных экспертов и даже иски в Конституционный суд. Уже поэтому на него стоит обратить внимание.

Зачем? Судебная сфера в Украине – один из главных раздражителей для брюссельских чиновников. А у нас на носу имплементация Соглашения об Ассоциации с ЕС. Поэтому на Минюст и на его молодого-раннего руководителя возлагаются большие надежды. Надежды на гармонизацию отечественной правовой системы с европейской. Надежды на наведение порядка в судах, хоть тут от Петренко мало что будет зависеть: слишком мощна круговая порука, слишком влиятельны отдельные суды и их председатели. С другой стороны, в свое время Александр Лавринович на этом посту смог сохранить звание серого кардинала «третьей власти». Павел Петренко, конечно, не обладает такими связями, но это и к лучшему. Ведь ему предстоит координировать люстрационный процесс.

Что будет? Посмеем продолжить праздник сдержанного оптимизма. Министр Петренко замыкается непосредственно на премьера Яценюка. А тот действительно чувствует себя обязанным что-то доказать. Всем – себе, Западу, Порошенко, избирателям. Тот редкий случай, когда непомерные, гипертрофированные амбиции могут принести пользу. Ситуация складывается так, что Минюст сейчас становится едва ли не ключевым ведомством в структуре Кабмина. На этом оптимизм заканчивается. Павел Петренко не первый день министр юстиции, однако, не сделал ничего. Желающие могут открыть положение о Минюсте и посмотреть, ЧТО должен делать его глава. Вы немного удивитесь. Да, у Петренко будет много активности, показательной активности. Будет много встреч, рабочих групп, совещаний с западными партнерами. Но основными партнерами министра должны остаться гражданские активисты, на которых ему плевать. Хотя некоторые из них перешли на работу в парламент, кто-то даже возглавил антикоррупционный комитет. При этом главные враги люстрации никуда не делись – они продолжают заседать в различных Высших советах и Квалификационных комиссиях. Насколько показательная активность преобразуется в реальные изменения – ключевой, краеугольный вопрос каденции министра Петренко.

Чего не будет? Не будет почти всего, на что надеются заинтересованные в переменах к лучшему люди. Пока олигархи в Украине будут вхожи в ЛЮБЫЕ властные коридоры, любая реформа обещает быть в лучшем случае половинчатой. Однако, если б активисты в кооперации с «Правым сектором» весной не взяли бы в осаду ключевые суды в стране – не сомневайтесь, господа, там до сих пор рулили бы те же личности, что помогали Януковичу инкассировать Украину и штамповали приговоры на основании списков, спущенных с Банковой. Так что у Павла Петренко в любом случае работы непочатый край.

Вячеслав Охарев

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!