Тужанский: «военного чрезвычайного положения» в Конституции Венгрии просто нет
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил о решении ввести «háborús veszélyhelyzet» — «военное чрезвычайное положение» или если быть дословно точным «военную чрезвычайную ситуацию». Однако такой формулировки в Конституции Венгрии просто нет.
Хотя на официальной странице Виктора Орбана в Facebook, как и в его объявлении чрезвычайного положения, использована формулировка «военное чрезвычайное положение». Эта же формулировка распространена на официальных страницах правительства. Соответственно, многие издания опубликовали именно эту формулировку, хотя в законодательстве такой формулировки нет, объясняет происходящее директор Института центральноевропейской стратегии Дмитрий Тужанский, передает Liga.net.
Это положение/ситуация в Венгрии вводится с сегодняшнего дня. Поскольку 24 мая венгерский парламент конституционным большинством проголосовал поправку к Конституции (№10), согласно которой было предложено, что чрезвычайное положение может быть введено из-за войны, военного конфликта или гуманитарной катастрофы в соседней стране.
До сих пор таких оснований венгерское законодательство не предусматривало. Но теперь Орбан воспользовался этой возможностью. И теперь чрезвычайное положение дает возможность правительству выпускать декреты и корректировать отдельные законы.
Вот так звучит обновленная 53-я статья Конституции: «Правительство объявляет чрезвычайное положение в случае... и дальше идет перечисление – "вооруженного конфликта", "войны", "гуманитарной катастрофы в соседней стране"».
Хотя чрезвычайное положение в Венгрии и так уже действует с весны 2020 года, когда его ввели в связи с пандемией коронавируса. Но, по мнению Тужанского, Орбану необходимо было еще раз ввести новый режим ЧП, чтобы продолжить разыгрывать карту с которой он шел на выборы (а 24 мая как раз было утверждено правительство, составленное после парламентских выборов).
Ключевой «легендой» Орбана стало «спасение» Венгрии от войны в Украине, ее последствий, чтобы вдруг кто-то не задумал «втянуть Венгрию в войну в Украине» или не заставил Венгрию «платить цену войны в Украине». Поэтому «коронавирусное» ЧП не подходило и нужно было «военное».
Ну и второй аспект — личный комфорт власти Виктора Орбана, его фирменный волюнтаризм. Ведь чрезвычайное положение дает возможность правительству выпускать декреты и корректировать отдельные законы (хотя необходимое большинство для корректировки и так было Орбана).
В качестве бонуса называют возможность власти «ограничить себя от надоедливых информационных запросов журналистов и другого демократического антуража».
Читайте также
- Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил чрезвычайное положение в стране из-за войны в Украине.
- Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто 10 мая заявлял об «определенном прогрессе» в переговорах с Евросоюзом по эмбарго в отношении русской нефти.
В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!