Авторское бесправие
Правда, не хочется видеть новости о концертах Басты в Украине? Нам – очень. Но важно понимать, что здесь не только слабая позиция СБУ сыграла свою роль. Беда в том, что российские артисты востребованы по самой неприятной причине.
У нас. Нет. Рынка. Украина зовёт очередного клоуна из страны-агрессора не потому, что ей захотелось поиграть в СССР. Есть спрос. И крыть его «своим» мы не научились.
Здесь вы можете спросить: алло, так откуда же взять это «своё»?
Ответим просто, нужны деньги. В цивилизованных странах артисты получают выплаты за свои труды. Это нормально. И, если вам так интересно, деньги у нас даже есть.
Одна беда. Вместо наших артистов они – пусть и частично – кормят Россию.
УМА (дальше по тексту об этой организации коллективного управления поговорим) уже торчит роялти таким ребятам, как Кристина Орбакайте, Ольга Бузова и Андрей Губин. Не очень красиво получается, но как есть: ведь у нас рыночка нет, а там наблюдается.
А ещё есть компании, которым выручка нужна позарез, чтобы налоги страны-агрессора оплачивать. И всё это – наши деньги, идущие налево.
Направо ведь не хотим, так? Иначе сделали бы со своей стороны всё, чтобы исправить ситуацию. Украинцы, пусть даже не все, готовы платить за контент. А наши исполнители – как уже известные, так и новые – уж точно не против получить честно заработанные средства.
Одна беда. Нет никакого правового определения вот этих финансовых потоков.
Во всём мире 2020 год принёс тяжёлый кризис, пандемию и 161,3 млрд долларов в сфере потоковых сервисов. Рост рынка составил 55%.
В Украине 2020 год принёс кучу скандалов, кризис, всё ту же пандемию и… ничего.
Чтобы работала отрасль, важно просчитать её правовые нюансы. А раз нет даже закона, который мы за все годы независимости родить не сподобились – нет и рынка.
Современная Украина напоминает Европу, но в комплекте с типичным «совком» на всех уровнях. Здесь у тебя квартира премиум-класса, а здесь хрущёвка рядышком. Вон там паркуешь свой Volkswagen, а рядом держишь «москвич» как дача-мобиль.
Так и с роялти. Вроде и деньги есть, и спрос, и потребитель хороший. А сделать так, чтобы система заработала, мы не сумели.
Всё начинается с низов. Француз, например, качать пиратскую книгу и не пойдёт – иначе получит штраф за первое же попадание в нежные лапки правосудия. Евро так пятьсот заплатит – считай, уже поумнел. Видите, как полезны книги?
Потому другой француз сможет купить то, что хочет. Рынок работает.
А я сижу в Украине и не могу приобрести книгу Вавилова – есть такой знаток Китая, – потому что есть лишь российское издание. А наш рынок не тянет.
И то, что я потом не увижу на магазинной полке, начинается с самого обычного пиратства. Сначала автор не получает законно заработанные средства, затем ломается общая пищевая цепочка «от контента к потребителю». В конце – пиратская страна, прямо как сейчас.
Но начинается всё не с лентяев и торрентов, а всё же с закона. Ведь француз имеет такое же право украсть материалы, что и мы. Просто его накажут потом. А нас – нет.
Ну что же, давайте копнём и узнаем (а кто-то вспомнит), почему необходимого законопроекта нет до сих пор. Глубоко рыть землю не надо. Соответствующий закон появился в 2018 году, держите текст.
Там скучно, но можете почитать. Если не уснёте, конечно.
Единственный плюс этого закона – в нашем правовом поле появилось определение, кто же должен заниматься распределением авторских отчислений. Организации коллективного управление, они же ОКУ.
Зачем они нужны? Так ведь это эритроциты нормального рынка. Гоняют по организму деньги и заботятся о том, чтобы кровь приливала к нужным местам.
Само собой, отбирать эритроциты нужно со строгостью, ведь на кону нехилый куш.
Мы не любим Дмитрия Табачника, но считаем его довольно хитрым и изворотливым человеком. Так вот, этот парень давно хотел сорвать куш с авторских прав – правда, всё переигралось и гению планирования пришлось в срочном порядке убираться из страны.
Теперь у нас правит «Слуга народа». Табачник партии, наверное, не очень-то нравится. Вот только голодные взгляды на сферу, которая за семь лет окрепла, всё те же.
Казалось бы, всё легко и ничего не меняется. Вот была у тебя сеть IPTV, вещающая в интернете и с телевизионных приставок – она и осталась. Просто начнёт платить за контент, который и транслирует.
Поначалу даже чёткая цифра была: по четыре гривни с одного абонента. Подпиши контракт заранее, так всё и заработает. Только… Что же это? Ой, новые сложности.
Например, сеть приобрела себе чуть ли не эксклюзивное право показывать программу, в которой Трент Резнор и Джастин Тимберлейк поют в душе. Подписала контракт и вывалила в эфир. Бюджет вроде позволяет играть по правилам.
Но затем зрители слышат, как на фоне звучит 50Cent – а это значит, что сеть должна заплатить и за эту песенку тоже. Отдельно. Другому правообладателю.
Для этого нужен учёт, желательно автоматический. Контроль какой-нибудь.
Одна просьба: пожалуйста, только не «Яндекс». Я же в курсе, что он до сих пор на серьёзных щах в УМА используется. По всей Украине его запретили в 2017 году, а у этих – нет. Своя атмосфера.
Таков закон, таковы правила, по ним играть всегда гораздо сложнее. Но мы же в Европу собрались, как-никак – надо адаптироваться. Но есть одна беда, которая касается украинской погони за авторскими правами.
На улице 2021 год. Мы уже много лет сидим в статусе контент-бездомных, и массово не знаем, как работает эта система в реальном мире.
А ещё мы почему-то объясняем то, что должна говорить власть. Банковая, с тебя пиво.
Денег здесь очень много. Вот небольшой пример, не шибко показательный – но пусть побудет в качестве вводной. Судятся две фирмы, одну из которых вроде как обвиняют в использовании фонограммы. Великая запорожская битва между Киевом и Бердянском.
А на кону сразу 208 тысяч гривен. Это вам не разборки ларьков на Столичном, здесь практически любая сделка хрустит пачками свежих купюр.
И ещё пример, я не жадный. В апреле «Украинский музыкальный альянс» договорился с Хозсудом города Киева и взыскал с одного из производителей техники 8,7 млн грн. И счета арестовал предварительно, чтобы всё по понятиям. Держи, мол, фраер.
По мнению ОКУ «УМА», надо со всех телевизоров сбор снимать. Ведь с их помощью (телевизоров, не ОКУ) люди воспроизводят контент.
Господи! Как же можно быть такими… То, что телевизоры, фигурирующие в иске, вообще не имели функции записи (то есть даже под такой бредовый формат иска не подходили), никого вообще не остановило.
Здесь пещерное понимание рынка переплетается с гигантскими суммами. Примерно поровну, особенно в наших условиях. Хотите ещё примеров? Запросто.
Эта сфера буквально переполнена деньгами: по данным ГС «УЛАСП», организация за прошлый год выплатила 17,9 млн грн в виде авторских отчислений. И это лишь 30,3% от необходимой суммы.
А в сумме рынок показал 59,1 млн грн. И это в кризисный год, да при недовыполненных показателях. Делайте выводы сами.
Главное, что ресурс есть. Потому конкурс по отбору ОКУ как бы готовился, ведь рынок действительно есть на чём строить, но как бы… Нет ничего. Есть лишь слабое понимание того, что европейская или американская деловая традиция сменилась «сидением на потоках».
Смотрите, с тех пор в стране сменилась власть и целых три Кабмина (надеемся, до публикации текста не появится уже четвёртый). А воз и ныне там. Эффективно, да?
Дело в том, что конкурс таки провели. Но результаты не устроили проигравших, и те рванули в суд. В результате никого так и не выбрали. Ха! Ха! Ха!
Правда, щеголять своим мнением вместо закона продолжили все без исключения.
Например, Украинское агентство по авторским и смежным правам катало душевные видео о том, как его «признал весь мир, но не признала Украина». Осторожно, там Потап будет.
Звернення до Президента України
Звернення до Президента України. ГО УААСП визнав світ, чи визнає Україна?!
Posted by Українська Агенція з Авторських та Суміжних Прав on Thursday, January 14, 2021
Потом выигравшие по конкурсу пошли в суд, тот обязал Министерство экономики признать результаты конкурса, а проигравшие тоже пошли судиться – прям бондиада. Ясно одно. Доверия к конкурсу нет, и это может продолжаться вечно.
Не хочется занимать чью-то сторону. Но было бы круто застать времена, когда подобного цирка не бывает. Чтобы так и получилось, необходим закон. А его как раз нет, перед глазами всплывают лишь нестыковки.
Сфера репрографии. Кто здесь посредник? Никто.
Окей, похожий вопрос, но о «музыкальных недраматических произведениях». А здесь? Вроде есть, но оспаривается.
Отличный конкурс, ребята, давайте хоть в каждую среду его проводить.
Казалось бы, нам гарантирована тягучая стагнация. Закон как бы есть, но не работает, обтесать его напильником нет желающих – тема непопулярна, а потому политикам до неё дела нет.
В ситуации, когда стагнация была гарантирована, явились спасители из «Слуги народа». Спасли от застоя дедовским методом: перевели всё в настоящий кризис.
Руководить кризисом взялась Людмила Буймистер. Ну вы помните, она когда-то на местечковом уровне пыталась устроить дебаты на стадионе. К сожалению, не получилось – иначе запас мемов Дорогой редакции вырос бы на пару гигабайт памяти.
Когда слышишь такие имена, сразу вдохновение появляется. Не каждый день роялти защищать лезут люди, напрямую завязанные и с известным вам Тарутой, и пока-что-министром-культуры Ткаченко aka «Прачечная».
Приходит эта почтенная депутатка и говорит: «Всем привет! У меня есть новые законопроекты по теме – №5552, №5553. Держите, изучайте и голосуйте».
Круто, а? Только коллеги Людмилы тоже свои варианты мировоззрения изложили. В других законопроектах, то есть на выходе получился спам и шизофрения. Как обычно, впрочем.
Но ладно. Изучим подробнее, что же нам предлагают законопроекты госпожи Буймистер.
Ведь столько вызовов накопилось к депутатам, столько пробоин ниже ватерлинии надо чем-то прикрыть. Например, поскорее конкурсную основу поменять, чтобы вместе с нормальными кандидатами не лезли структуры с сомнительной репутацией.
Жаль, что пожелания простого человека и депутата совпадают примерно никогда.
Нам вот хочется, чтобы на конкурс в ОКУ могли идти абсолютно все кандидаты, и уже там их разбивала комиссия. Молотком и рашпилем по макушке.
А госпожа Буймистер хочет, чтобы до конкурса дошли лишь мамонты, располагающие многолетней историей и амбарной книгой (шутка). То есть те структуры, по вине которых у нас сейчас и нет рынка в целом.
Мы ещё желаем, чтобы потенциальные ОКУ демонстрировали эффективность. А Людмиле надо, чтобы они лишь показали «наибольшее количество подписанных контрактов».
Ах да, мы ждём отчётности ОКУ за каждую собранную для авторов гривню. Но кто мы такие, а кто депутат? Вот только госпоже Буймистер, похоже, это вовсе не интересно.
Если вы ещё не в курсе, подскажем причину такого резкого прозрения Буймистер. Называется она ООО «Киномания». С 2016 по 2018 год Людмила руководила этим детищем.
А уже в 2017 году среди владельцев компании значился тот самый Ткаченко, который «Прачечная» и Министерство культуры. Когда нынешняя леди-депутат решила уйти, сменил её некто Вячеслав Миенко, также возглавляющий Общественный союз «Инициатива "Чистое небо"». Небо или нёбо, пока что не разобрались.
Суть в чём. А потом из этой «Санта-Барбары» выходят будущие инициаторы законопроектов, которые Людмила вносит в Раду от себя лично.
В неё (в структуру, не в Людмилу) входят «1+1 Media», «Киевстар» и другие компании. Ну вы поняли, да? Сразу же становится понятно, кому надо для галочки прописать кучу талмудов с упором на «опыт».
Или вот в законопроекте №5553 госпожа Буймистер предлагает вывести из-под административной юрисдикции дела по обжалованию аккредитации ОКУ, а также споры по тарифам. Негативное заключение Главного научно-экспертного управления они уже получили.
Но кого их мнение интересует? Давайте всё рассматривать в хозяйственных судах, там решать удобней.
Впрочем, один из авторов уже писал, что другие «слуги» тоже подавали законопроекты, параллельные коммунистическим идеям Людмилы Анатольевны.
Сами по себе эти писульки яйца выеденного не стоят. Но вы не поверите, если два проекта сложить вместе – даже получится что-то жизнеспособное. Как ни смешно, отдельные СМИ уже писали о плюсах законопроектов №4537 и №5572.
Один законопроект наконец-то снимает блок с контроля над финансовыми потоками между аудиторией и самими авторами.
Другой – решает вопрос с аккредитацией структур, которые и займутся распределением роялти. Бинго! Мы сейчас искренне не понимаем, почему их не подавали в одном пакете. Так было бы логичнее, особенно с одним общим автором (Потураев).
Но так, видимо, было невыгодно нашим буймистерам и ткаченкам. Потому они опять завели реформу в кризис. Это ведь на раз-два делается.
Да-да, «слуги» родили вроде как внятную тему, но даже её раскрошили по пути. Как Гензель и Гретель с пряничком. Или словно неуклюжий археолог, откопавший амфору и вдруг решивший проверить её на прочность.
Вы знаете мою позицию насчёт действующей власти. Но рынок нам необходим, чтобы отстаивать Украину перед лицом российской пропаганды. Нужен «на вчера».
Потому мы считаем, что эти законопроекты было бы неплохо принять прямо сейчас.
В стране постоянно пахнет перевыборами. Вопрос этот, скажем так, далеко не стратегической важности – если судить критериями, привычными избирателю. Значит, в случае очередной гонки авторское право снова отправится в утиль. Будет гнить и ждать.
Пока всё это дело вспомнится, пройдёт год-другой. Время кризисное, так что увеличим люфт до трёх лет сразу.
Если принять законопроекты №4537 и №5572 (или написать новый на основе этих двух) побыстрее, у «слуг» будет хотя бы что-то внятно работающее и дающее плоды много лет спустя. За этим они в Раду шли, если формально (на этом месте можете посмеяться вместе с нами).
А потом хоть выборы, хоть перевыборы, хоть специальная олимпиада по метанию детей в отбойник. Да что угодно. Рынок уже развивается, и наши артисты – вместе с ним.
Ведь всем очень грустно, когда к нам едет Баста или чудом не доехал амбар с татуировками aka Моргенштерн. Но едут они сюда лишь потому, что украинский дохлый рынок способен лишь охотиться за готовым продуктом.
Нам нечего предложить аудитории. Точнее, есть, но наши творцы – такие же люди. Им хотелось бы видеть не только красивые циферки рейтингов и очередную унылую «Юну» в качестве приза зрительских симпатий. Им бы денег немного.
Здесь не нужен спецкомитет или департамент. Хватит самого обычного рынка.
Ведь мало того, что сейчас мы стоим на месте. Всё это время средства утекают в неизвестном направлении. Мы же остаёмся пиратским государством, добровольно сливающим собственную культуру.
И да, нам бы хотелось решить вопрос побыстрее. Иначе придётся писать о нём лет через десять, и с тем же успехом. Одним спотифаем сыт не будешь.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.