Перейти к основному содержанию

В чьих руках ключи от украинской автокефалии?

Всеправославный собор, прошедший 17-26 июня нынешнего года на Крите, у одних вызывал множества страхов, у других – надежд, среди которых, так сказать, уже традиционно была и надежда на предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Всеправославный собор, прошедший 17-26 июня нынешнего года на Крите, у одних вызывал множества страхов, у других – надежд, среди которых, так сказать, уже традиционно была и надежда на предоставление автокефалии Украинской православной церкви. Мол, Константинопольский патриархат, то ли договорившись с Москвой, то ли пойдя супротив неё, но всё же воспользуется своими старыми каноническими правами на Киевскую митрополию и предоставит ей легитимную церковную независимость. (Как и почему это должно было произойти, вкратце можно прочитать, например, здесь.)

Подобных действий от вселенского патриарха ожидали уже не в первый раз. И не в первый раз не дождались.

И, как и всегда, религиоведы и церковные аналитики что в Украине, что в РФ начинают улавливать «намёки» и «символические указания» Константинополя – одни с надеждой, другие – с более или менее явным ужасом. Да, Всесвятейший Вселенский Патриарх, конечно, не дал автокефалию Украинской церкви… Но он намекнул… Точнее, неявно намекнул… Вернее, даже не намекнул… Но его суровый лоб был так недвусмысленно наморщен, что он наверняка об этом подумал!

Меж тем, дорога до украинской автокефалии может оказаться гораздо короче, чем сейчас кажется. Но только ведёт она не в Стамбул, а в Москву. И поговорить об этом здесь и сейчас стоит потому, что церковные интересы тут очень плотно, до степени полного смешения, сливаются с политикой.

Но прежде надо разобраться с тем, почему Константинополь совсем не спешит давать Украинской церкви независимость.

Атомная бомба Фанара

А не спешат фанариоты по одной простой причине: им это не нужно. Как? Никак. В действительности у Константинопольского патриархата есть вполне конкретные цели, и секретом они не являются. Самое главное – это конвертировать свой исключительный, первенствующий канонический статус в реальные активы. В настоящее время Вселенский патриархат является первой кафедрой православного мира, но при этом на его канонической территории общее число его прихожан составляет всего несколько тысяч человек. То есть существенно меньше, чем в обычной епархии РПЦ МП. Вселенский номинально, по факту этот патриархат представляет собой маленькую общину с весьма ограниченными возможностями. Как можно поправить положение? Двумя путями.

Во-первых, Константинополь давно и последовательно добивается для себя эксклюзивного права на окормление православных общин на всех территориях, которые не входят в канонические границы существующих православных церквей. Идеал Фанара, упрощенно, выглядит так: в Болгарии православных окормляет болгарская церковь, в Грузии – грузинская, в России (и ещё кое-где) – русская и т.д., а всё, что кроме, – обе Америки, Юго-Восточная Азия, Австралия, Западная Европа и т.д. – это уже Константинополь. В условиях глобализации, когда диаспоры, в том числе и православные, всё время растут, это была бы прочная основа не для номинального, а для фактического лидерства.

Во-вторых, Константинополь желает получить некоторые эксклюзивные права, связанные с провозглашением автономии и автокефалии и, вообще, с арбитражем в православном мире. Опять же, неназываемой, но явной целью является превращение Фанара в некий православный Ватикан.

Понятное дело, что оба эти идеала едва ли могут воплотиться в реальности во всей своей полноте. Но Константинополь движется именно в этом направлении, и многого ему удалось достичь. В значительной степени благодаря «украинскому вопросу».

Для того чтобы добиться своих целей, Фанару требуется согласие Чистого переулка. Хотя Московская патриархия по диптихам занимает лишь пятое место, по факту большинство сегодняшних чад «мирового православия» принадлежат именно к этой юрисдикции. И без неё все вышеперечисленные вопросы не решить никак. При этом РПЦ МП совсем не склонна идти на уступки Константинополю, ибо не хочет вязать себе руки в работе в диаспоре и уж тем паче не хочет считаться с фанариотским арбитражем как во взаимоотношениях с другими поместными церквями, так и (тем более!) в своих внутренних делах.

Всеправославный собор был нужен Фанару для того, чтобы официально утвердить собственную программу как общеправославную вопреки Москве. Чему Москва всегда сопротивлялась. И потому-то его готовили почти сто лет, и хотя и провели, но провели в кривом и обрезанном виде. Но, тем не менее, РПЦ МП всё же дала на это принципиальное согласие.

Почему? Потому что у Константинополя в последние годы появилось супероружие – украинская автокефалия. Как только Москва начинает упираться, Фанар начинает активно намекать: мол, возьмём, и дадим церковную независимость Киевской митрополии, как в своё время в Польше. Для РПЦ МП это было бы сильнейшим ударом (было бы потеряно до половины всех приходов и монастырей) – и Московская патриархия вынуждена идти на уступки.

Разумеется, стамбульские греки очень рады наличию у них такой ядерной бомбы. Но при этом они прекрасно понимают: как и всякое оружие «абсолютного сдерживания», украинская автокефалия эффективна лишь до того момента, пока она не приведена в действие. А вот после… Давайте посмотрим, что будет после.

Если Константинополь даст автокефалию УПЦ МП в одностороннем порядке, то это будет явным объявлением войны РПЦ МП. Само собой, евхаристическое общение будет разорвано. Московская патриархия автокефального статуса Украинской церкви не признаёт, а значит, появятся альтернативные структуры. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на юго-востоке Украины у них будет достаточно приверженцев. Но только этим не ограничится. После открытого разрыва с Фанаром, РПЦ МП вполне может оживить контакты с греческими старостильниками. Тут нужно помнить, что МП изначально встроена в государственную систему РФ, и потому обида, нанесенная Чистому переулку, суть обида, нанесенная Кремлю. А значит, и финансирование может пойти старостильным юрисдикциям, и эфирное время на Russia Today у них появится, и многое другое. И для всего этого им не потребуется даже входить в полное общение с РПЦ МП – достаточно просто плотно дружить с МП, как РПЦЗ до 2007-го года. Кстати, отношения с Турцией были испортившиеся после сбитого Су, теперь опять как бы потеплели. И фанариоты всегда держат в уме возможность давления РФ через турецкое государство (благо, в истории это было уже не раз). И ещё много, очень много других проблем.

Что получит взамен Константинополь? Ослабление МП ровно вполовину, появление равновеликой ей УПЦ и возможность играть на конфликтах первой со второй. С учётом вышеозначенных неизбежных проблем не так и много. Тем более что никто не гарантировал, что в перспективе независимая Украинская церковь всегда будет поддерживать Вселенский патриархат. Сейчас-то, знамо дело, будет. А через пять лет? А через десять? Тут уже ясного ответа нет.

Очевидно, что в этой ситуации Константинополю гораздо выгоднее шантажировать Москву украинской автокефалией, чем воплощать её в реальность. И именно это, почти наверняка, и будет происходить. Будут многозначительные заявления, даже громкие декларации, намёки для экспертов и аналитиков и… сохранение статус-кво.

Дядя Вова ищет друзей

Однако церковную независимость Украине может подарить тот, от кого она это менее всего ждёт. Да-да, всё он, Путин, нацлидер и специалист по церковным воссоединениям. Ибо сейчас все карты для этого легли благоприятно. Карт этих, собственно, две.

Первая – это разочарование ВВП(Х) и его окружения в целом в РПЦ МП, как в эффективном инструменте внутренней и внешней политики. Где-то лет десять назад Кремль всерьёз рассчитывал на то, что Московская патриархия поведёт за собой миллионы людей и поведёт их туда, куда Кремлю надо. Со своей стороны, Чистый переулок эту идею активно поддерживал. Кстати, стоит вспомнить, что сам концепт (крайне мутный и обезсмысленный) «Русский мир» изобрёл нынешний предстоятель РПЦ МП, патриарх Кирилл. И вначале, похоже, в Кремле всерьёз рассчитывали на то, что Московская патриархия станет мощным инструментом внешнеполитической экспансии.

Но этого не случилось. Практика показала, что реальное влияние МП и внутри РФ, и за её пределами было сильно преувеличено. И тогда кремлёвский подход принципиально изменился: градус взаимной теплоты в церковно-государственных отношениях был снижен, а сами структуры МП начали ставить под жёсткий контроль госчиновников – без лишнего шума, но весьма последовательно.

В общем, МП для Путина превратилась в дорогой и неэффективный актив. Таким она является и в РФ, и в Украине. Конечно, это не совсем уже неликвид, но рассчитывать на то, что паства УПЦ МП присягнёт Путину исключительно ради того, что она – МП, сейчас уже откровенно глупо. Война на юго-востоке Украины наглядно показала, что советские сталинско-ленинские идеалы обладают гораздо большим мобилизационным потенциалом, а церковная риторика идёт лишь в качестве пропагандистского гарнира, в уродливой форме «православного» сталинизма. Разные «русские православные армии» так и не стали сколько-нибудь значимым фактором в этой войне. С другой стороны, тот факт, что и Порошенко, и Тимошенко числятся прихожанами УПЦ МП, не сделал их паладинами Кремля.

Вторая карта – это крайне неуютное положение ВВП(Х) что во внутренней, что во внешней политике. Путину нужен – очень нужен! – дипломатический успех на украинском направлении. И он сейчас будет судорожно искать всё, что может пригодиться в политическом торге. И как же в этих условиях не вспомнить про свой неэффективный, старый актив, который, однако, имеет совсем немалое значение для Украины и украинского общества! Толку от УПЦ МП всё равно нет, а вот попытаться выторговать серьёзные политические уступки – как минимум, можно попробовать. Кстати сказать, и украинскому президенту, украшенному лаврами творца канонической украинской автокефалии, общество, пожалуй, простит чуть больше, чем президенту, этими лаврами не обладающему…

А к этому стоит добавить, что такая церковная независимость будет гораздо более стабильной. Если Путин вывернет руки Кириллу (а он может), и тот сам отпустит УПЦ в свободное плавание, то Фанар будет вынужден с этим согласиться. Но только в этом случае (в отличие от сценария, где автокефалию даёт Константинополь) исчезает угроза нового масштабного раскола, ибо сторонников Москвы сдаст сама Москва. Не будет и масштабного землетрясения в «мировом православии», вызванного грандиозной схваткой Фанара и МП. Да и вопрос о канонической территории независимой Украинской церкви можно будет решить куда легче – стоит помнить, что территория древней Киевской митрополии не совпадает с территорией современной Украины, и в случае провозглашения автокефалии вопреки Москве неизбежно вылезли бы многие пограничные «нюансы»…

В общем, предложение может быть очень солидное. А в обмен Путин попросит каких-то иных уступок по тем вопросам, которые для него сейчас в приоритете: статус Крыма, статус нынешних «ДНР-ЛНР» в случае их возвращения в Украину, международные санкции и т.п. А дальше успех сделки будет зависеть от того, насколько дорого готова заплатить Украина за мирное и красивое расставание УПЦ с МП.

И очень возможно, что сделка сорвётся потому, что Кремль украинский ценник не устроит. Но то, что сорвалось один раз, может сработать во второй раз. В любом случае вероятность того, что такая сделка будет предложена, повышается день ото дня.

А дальше – дальше посмотрим.

Димитрий Саввин

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.