Перейти к основному содержанию

День семьи и верности? Ага, конечно

Почему не стоит популяризировать День семьи в Украине. Всё очень доходчиво

Дмитрий Горевой

Примечание редакции. Что это за новый «день семьи и верности», с которым друг друга уже поздравляют и в украинских соцсетях? Праздник с российским подтекстом — и даже там сомнительным.

Честно говоря, не планировал я писать этот текст. Однако увидев в ленте огромное количество картинок с блёстками по случаю дня семьи, решил немного сказать за этот «праздник». Большинство пользователей и СМИ утверждают, что данный праздник не международный, а местный и сугубо национальный. Спешу огорчить вас, дорогие читатели — это не так. Начнём по порядку.

День семьи официально приурочен ко дню памяти православных святых Петра и Февронии. История их жизни весьма смутна, в летописях о них ничего нет. Единственным источником информации является их житие, которое написал некто Ермолай, живший в XVI веке в Московском царстве. Да и главные персонажи — Пётр, князь Муромский, и Феврония из земли Рязанской явно не придают празднику украинского национально-патриотического окраса. Историки склоняются к версии, что герои жития вымышлены, поскольку их биография не совпадает с историческими личностями, к которым они привязываются. Да и кроме Ермолая о них никто нигде не упоминал. Характерно, что их житие было написано в аккурат перед самой канонизацией, а признали святыми их в 1547 г. Это тот период, когда Киевская православная церковь и Московская были отдельными субъектами. Более того, последняя находилась в расколе и её легитимность остальными не признавалась. Это +1 к разрыву шаблона, и -1 к исконно украинскому характеру праздника. Но самая жесть ещё впереди.

family1

Согласно официальному житию, Пётр был князем Муромским. По сценарию он сражается с каким-то чудовищем — в тексте жития это огненный змий. Но это не то, что вы подумали. Так обычно описывали храброго воина, который сделал что-то хорошее и избавил всех от чего-то плохого. Короче, этот наш Геракл после своей Лернейской гидры заразился от её яда каким-то кожным заболеванием. Возможно, лишай или что-то наподобие этого. Поскольку в те времена медреформы не было, то состояние медицины было примерно таким же, как у нас сейчас. В общем отправился он к выдающемуся дерматологу того времени — Февронии. Собрав анамнез, опытный лекарь, а по совместительству бедный бюджетник, заявила, что вылечит его, только если князь на ней женится. Шантаж в обмен на здоровье. Выбора у князя особенно не было, и он согласился, хотя курс обмена его явно не устраивал.

На дворе хоть и стоял XIII век, но бюджетница наша была с политической памятью. Она прекрасно знала, что доверять властям нельзя, и свои предвыборные обещания они не выполняют. Для перестраховочки Феврония оставила на теле князя не вылеченной одну язву. После процедур он с радостью покинул отечественное медучереждение и отправился по месту жительства, сделав, как опытный политик, вид, что ничего не должен. Как там говорят: «Обещать не значит жениться». Именно эта фраза вертелась на языке Петра по дороге в Муром. Не успев доехать до своей Банковой, он обнаруживает, что от невылеченной раны болезнь распространилась на всё тело снова.

«Опять надо ехать к врачихе, обещать жениться, а я ж её кинул», — приуныл князь. За неимением других вариантов он таки отправился к Февронии. Её требования в принципе не изменились. Да и князь смекнул, что третьего раза может уже не быть, здоровье не то, экология, ГМО, все дела. В общем, она его вылечила, а он на ней женился. Такой себе хеппи-энд. Но нет. Жили они не тужили, против неё периодически выступали бояре (она же простолюдинка, и кроме наколотых апельсинов ничего не знает, негоже князю с такой якшаться), тряся у правителя перед носом импичментом, а Пётр в ответ грозился распустить боярскую Раду.

family2

Так они и жили, детей не имели, а под конец жизни решили развестись. Причина как для Средневековья благородна — взаимное согласие на уход в монастырь. Поселились в разных обителях, но оба молились, чтобы умереть в один день. Стрёмная практика, на любителя. Короче домолились они до того, что такой день настал. Их, как полагается, похоронили каждого в своем монастыре. Однако на утро нашли их гробы соединёнными вместе. Целомудренные монахи их разъединяли, а на утро они снова соединялись. Так утверждает официальное житие.

Что мы имеем в итоге. Праздник семьи, который провозглашает идеалы любви и верности, в своей морали имеет шантаж, кидалово, повторный шантаж и в конце концов развод. Честно говоря, как то не айс.

А теперь обратимся к современной истории и посмотрим на формирование этого праздника. Впервые на государственном уровне его утвердили в России в 2008 году. Организатором выступил фонд Светланы Медведевой, тогда первой леди страны. Центром празднования, естественно, стал Муром. Местные чиновники не скрывали, что это их ответ Чемберлену. То бишь альтернатива бездуховному дню святого Валентина.

Праздник популяризировали в православных странах, находящихся в орбите России. Его официально празднуют не только в Украине, Беларуси, Болгарии, но и в российской диаспоре в Германии, Великобритании и Франции. В нашей стране его учредил «православный президент» Янукович своим указом в 2012 году.

Пытливый читатель вполне резонно может задаться вопросом: «Ну и что плохого в таком дне семьи?» Суть в том, что подобные праздники имеют чёткую ориентацию и укладываются в парадигму противостояния «Россия—Запад». Мол, РФ защищает традиционные (читай консервативные) ценности от тлетворного влияния либералов и бездуховной Гейропы. И под этой эгидой, в частности, тоже проходили митинги на Донбассе весной 2014 года. Где шахтёров пугали гомосексуалистами и ювенальной юстицией. Думаю, Украине не стоит плясать под эту дудку. Именно поэтому я против популяризации Дня семьи, от которого веет душком «Русского мира».

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.