Как фейки побеждают реальность. Часть 1
Медиа дают нам как нейтральные картинки действительности, так и сознательно подогнанные под будущие трансформации, ярким примером чего является сериал «Слуга народа», превратившийся в партию и президента. Массовое сознание всегда воспринимает всё, включая «подогнанные ситуации», в качестве нейтральных, поскольку основной его функцией является получение информации, а не проверка её на достоверность. От массового сознания нельзя требовать выполнения этих двух функций одновременно. Тем более в случае телесериала, когда главной вообще является функция развлекательности, за которой можно спрятать вообще всё что угодно.
Медиа могут как ослаблять имеющиеся тенденции, так и усиливать их. Особенно ярко это проявляется в визуальных медиа, которые дают нашим зеркальным нейронам картинку для подражания, причём автоматического. В этом роль телерепортажей с демонстраций и парадов, которые так любили в советское время. Это было не просто нейтральное смотрение, а присоединение к ликованию, которое неслось из телевизора, тогда словесное умножало визуальное. А человеку всегда легче и проще присоединиться к транслируемой точке зрения, чем вступать с ней в противостояние.
Медиа играют главную роль во всех протестах и майданах. Они выносят на поверхность интерпретацию действительности, которую в случае своей победы мифологизируют, превращая в единственно возможную. В этом плане они становятся информационными монополистами, которых в этой точке пространства и времени не так легко победить. Однако каждая смена власти — это и смена её мифологии.
Мир стоит на «трёх китах»: физическом, информационном и виртуальном пространствах. «Враг/шпион» — это обозначение из виртуального пространства. Информационно — это будет сказано в привязке к конкретному объекту физического пространства. Так все три пространства окажутся связанными вместе.
Сегодняшний мир выстроил мощные машины реинтерпретации действительности. Теперь не та интерпретация не так страшна для власти, как это было в советское время, поскольку власти овладели искусством реинтерпретации. А поскольку в их руках имеется достаточное количество источников информации, к которым уже привык зритель, что весьма важно, то «своя» реинтерпретация нынче легко побеждает любую «чужую» интерпретацию.
Особенно это заметно в ситуациях, где у массового сознания отсутствует возможность фактической проверки ситуации. Это ярко сегодня проявилось в период коронавируса, когда можно было обвинять кого угодно, например, Китай в создании коронавируса, США — в создании биолабораторий в Украине и подобное. Это слабопроверяемые «удары», поэтому они и получают информационное распространение.
Развитие реинтерпретаций можно также связать с российским рефлексивным контролем, поскольку он как раз базируется на изменении восприятия «точки» в физическом пространстве путём трансформации соответствующей ей «точки» в информационном пространстве. В результате мы начинаем видеть то, чего в реальности нет. Причём реинтерпретация часто происходит под влиянием виртуального пространства, поскольку оно более яркое, чем реальность. Например, в сталинское время вводился не просто «враг», а «враг народа», что намного сильнее, поскольку теперь враг покушается не на власть, а уже на весь народ.
Исследователи подчёркивают: «Целью деятельности рефлексивного контроля являются не только ключевые лица, принимающие решения, но также и большие группы населения» [1]. И ещё: «Даже если дезинформация недостаточно успешно попадает в цепочку принятия решений, а только распространяется среди населения и в соцмедиа, результатом становится создание разрешающей среды общественного мнения, где российские нарративы представлены как фактические. Потенциальным результатом Москвы на этой уровне влияния является получение общественной поддержки в странах-противниках, что ведёт к ослаблению сопротивления к действиям, планируемым Россией, чтобы увеличить их шансы на успех и понизить негативные реакции международного сообщества» (там же).
Россия достаточно эффективно отбивает обвинения в свой адрес. Это делается столь частотно, что можно выделять уже свою характерную тактику опровержения. Б. Ниммо видит в ней такие четыре составные части: Отрицать, Искажать, Отвлекать, Пугать [2]. Например, искажение является достаточно частотной ситуаций, с которой мы сталкиваемся. Часто даже названия статей странным образом не соответствуют содержанию, зато сами по себе уже являются отдельным сообщением. Или, условно говоря, можно изменить смысл тысячной демонстрации, дав с экрана слово единственному её противнику. Но поскольку будет транслироваться только его мнение, оно и закрепится в массовом сознании. В качестве инструментария отвлечения используют ответные обвинения по поводу своих оппонентов. Страх также работает, когда начинают рассказывать о негативных последствиях того, что предлагается. Карантин вообще погрузил всех в информационную пучину, поскольку чем больше неопределённость, тем сильнее мы ищем информацию.
Мы живём в мире интерпретаций и реинтепретаций, а не реальных фактов, поскольку именно интерпретирующая роль медиа позволяет изменить любой факт в свою пользу. А сам факт тоже, как правило, подаётся вместе с интерпретацией, поскольку первая интерпретация имеет больше шансов на выживание в море интерпретаций. Можно подобрать собственные факты и аргументы, которые поддержат любую сторону. Враг всегда не прав, как бы он не старался доказать обратное.
Вот пример такой работы. Российские тролли посылали тысячи сообщений с хэштегом #ReasonsToLeaveEU в день британского референдума по выходу из ЕС [3]. Удачное время, поскольку борьба с такой информацией уже не имеет смысла. Россия мобилизовала на это 3 800 аккаунтов своих троллей. 10 миллионов твитов пришли от российских и иранских интернет-троллей, нацеленных на дезинформацию и раздор в обществе.
Б. Ниммо говорит по поводу российской кампании по коронавирусу, что вряд ли это напрямую указание Путина. Это представляется ему стандартной антизападной кампанией. Sputnik и RT изображают Запад просто отрицательно. Когда же был сбит малайзийский самолёт или состоялась аннексия Крыма, тогда ощущалось наличие единого сценария, что является чётким указанием на управление из Кремля [4].
У власти есть возможность, которой нет ни у кого, формулировать свою позицию в наиболее чёткой и наиболее тиражируемой форме. Такая единая точка зрения массово растиражирована, например, в телевизионных ток-шоу и в текстах провластных блогеров, отбивая любые не столько чёткие утверждения в головах миллионов.
Считают, например, что коммуникации вокруг сбитого малазийского лайнера сформировали современную спин-машину Кремля. В этом смысле можно добавить, что если раньше КГБ любил «активные мероприятия», то теперь ФСБ занята тем, что можно обозначить как «активные инфо-мероприятия», поскольку такие действия, например, как отравление Скрипалей, то есть действия в физическом пространстве, приносят больше вреда, чем пользы их создателям.
Это приводит к порождению новых слухов, например, о готовящемся отравлении мэра Праги за снос памятника маршалу Коневу [5–6]. Как видим, из одного негатива легко порождаются его продолжения. Возникает борьба негативов, которые проистекают из конфликтующих мифологий. Они вроде находились в спящем состоянии, но стоит пробудиться одной, как сразу пробуждаются и конкурирующие.
К тому же, ситуация в Праге наложилась на роль армии Власова в её освобождении [7–11], что привело к срочному рассекречиванию новых документов со стороны Минобороны [12–13]. То есть один факт превращается в ряд информационных кампаний.
Литература
- Giles K. Handbook of Russian Information Warfare.
- Nimmo B. Anatomy of an info-war: How Russia’s propaganda machine works, and how to counter it.
- Field M. a.o. Russian trolls sent thousands of pro-Leave messages on day of Brexit referendum, Twitter data reveals.
- Wesel B. Is Russia running a coronavirus disinformation campaign?
- Cameron R. Mystery ‘poison plot’ sends Czech mayors into hiding.
- Top Russian diplomat dismisses Czech claims of poison plot.
- Кречетников А. Кто в 1945 году освободил Прагу?
- Чеславский О. Прагу освобождали «власовцы», а никакой не Конев.
- Оппелт Р. Солдаты Андрея Власова в Праге: спасители города, которые не стали героями (iDNES, Чехия).
- В Праге установили памятник солдатам армии Власова. Это танк, накрытый немецкой каской. Протесты российского МИДа не помогли.
- Историк объяснил, почему власовцы участвовали в пражском восстании.
- Минобороны рассекретило документы об освобождении Праги.
- Как 75 лет назад освобождали Прагу. О чём сообщают рассекреченные архивы Минобороны России.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.