Не хиппи, а йиппи
Если в прошлый раз я вспоминал мыльный инфопузырь из грязи и хиппарей под названием «Вудсток», то сегодня хочу рассказать о действительно интересном явлении в мире контркультуры 1960-х годов, которое настолько ярко «труба шатал» американское политическое устройство, что возле него просто невозможно пройти мимо, несмотря на всю его левацкую сущность.
И имя этому феномену — йиппи. Правда же, вы понятия не имели о таком? В принципе, даже если кто и в курсе, о чём пойдёт речь, ничего страшного. Ну а саундтреком к сегодняшней лекции будет Ramblin' Rose, один из наркоманских хитов МС5.
Началось всё в канун Нового года, когда 31 декабря 1967-го к Эбби и Аните Хоффманам пришли в гости их хорошие знакомые: Джерри Рубин, Нэнси Куршан и Пол Красснер. В процессе предновогоднего коллективного закидывания наркотой у Пола Красснера появилась идея создать политическую партию хиппи.
«Нам нужно было название, чтобы обозначить радикализацию хиппи, и я придумал ʺЙиппиʺ как ярлык для уже существующего феномена, органической коалиции психоделических хиппи и политических активистов. В процессе перекрёстного оплодотворения на антивоенных демонстрациях мы пришли к пониманию того, что существует линейная связь между посадкой детей в тюрьмы за курение марихуаны в этой стране и их сжиганием напалмом на другом конце планеты», — согласитесь, что такая идея могла прийти только под серьёзным миксом. За символикой тоже далеко ходить не стали, кстати говоря.
Однако просто «Yippie» — это было как-то… недостаточно солидно, чтобы новый движняк восприняли серьёзно «например, Нью-Йорк Таймс и другие строгие типы». Потому Хоффманы со товарищи придумали Youth International Party — Молодёжную международную партию, с презентацией которой новые отцы- и матери-основатели выступали на своей первой пресс-конференции в марте 1968 года.
Чтобы вы понимали, эти пятеро вождей в то время были достаточно медийными личностями. Не то чтобы прям совсем, но вполне себе «широко известными в узком кругу». Помимо этого, они были амбициозными, молодыми и дичайше креативными. А что ещё надо для того, чтобы навести шороху в мегаконсервативной Америке 1960-х? Эбби Хоффман говорил прямо: «Мы не победим Америку, организовав политическую партию. Мы сделаем это, построив новую нацию — нацию прочную, как лист марихуаны».
Они не собирались входить в политический истеблишмент. Ребята, ни много ни мало, планировали перезапустить Америку.
Не стоит думать, что это была простоя тусовка наркоманов-фантазёров на выгуле. Отнюдь. И для достижения поставленных целей они выбрали те инструменты, которыми владели в совершенстве — провокация и постановка шоу.
Например, во время антивоенного марша они подали заявку на коллективную левитацию над Пентагоном. И несколько часов полиция разгоняла 650 человек, которые пытались левитировать посредством медитации на ступенях Пентагона, чтобы таким образом «изгнать зло из этого здания». Естественно, журналисты их обожали — они были не просто очередными активистами, а делали из протеста настоящее шоу.
Ну а как могут не понравиться люди, которые во время экскурсии по Нью-Йоркской бирже начали разбрасывать с галереи доллары на головы торгующих внизу брокеров. Биржа была парализована несколько часов, так как часть брокеров начали собирать купюры с пола. В результате драка брокеров, вытолканные на улицу активисты и прозрачный пластик на верхней галерее, который стоит там и до сих пор.
Вот такие вот ребята и задумали перевернуть политический американский Олимп и создать новую американскую нацию. Рубин писал позднее: «Худшее, что вы можете сказать о демонстрации, — это то, что она скучна. И одна из причин того, что движение за мир не превратилось в массовое, заключается в том, что движение за мир — его литература и его события — это утомительно. Хорошее представление необходимо для передачи революционного содержания»
Если провокация и представление — то по максимуму. Новая партия, в которой не было членства и любых органов власти, решает провести шестидневный «Фестиваль жизни» — праздник контркультуры и протест против государства во время проведения съезда Демократической партии в августе 1968 года. Времени на подготовку было всего несколько месяцев, поэтому йиппи появлялись в любых медиа, куда только могли пролезть, и несли настолько откровенный бред, насколько могли придумать: «Мы будем трахаться на пляжах! ... Мы требуем политики экстаза! ... Отказаться от ползучих фрикаделек!».
На фоне таких речей заявление о том, что в водопровод Чикаго на время проведения фестиваля будет заливаться ЛСД, воспринималось абсолютно серьёзно. Даже было проведено расследование по этому поводу. Естественно, что ничего этого не было, да и фестивалем назвать выступление одной-единственной группы МС5 тоже сложно.
Однако были десятки тысяч антивоенно настроенных молодых людей, приехавших протестовать. И вполне логично, что всё это вылилось в массовые столкновения с полицией. Более того, всё это происходило в прямом эфире, так как в Чикаго собралось огромное количество тележурналистов, транслировавших новости со съезда демократов. Так, в один момент о йиппи как о новой политической силе узнала вся Америка, хотела она того или нет.
Дальше были постоянные уличные акции, протесты, многочисленные суды над йиппи, однако новая нация не останавливалась только на этом. Они строили новое государство с горизонтальными связями. Тут и там открывали продуктовые кооперативы, которые на законных основаниях не платили налоги, бесплатные клиники, школы, выпускали бесплатные газеты, открывали обменные пункты, где можно было обменять любые услуги на любые ресурсы и наоборот.
Движение нарастало. Это было ярко, но недолго. Идеология, основанная на хиппи, неизбежно умирала вместе с хиппи. Что, в принципе, не мешало йиппи продолжать эпатировать «почтенных граждан», например, выдвижением свиньи Пигасуса на пост президента. Именно в тех пропитанных фенобарбиталом и марихуаной тусовках родилась идея появления в избирательных бюллетенях пункта «против всех».
Да и ежегодные конопляные марши начали не кто-то там, а именно йиппи. Правда, изначально каждый марш включал в себя концепцию «смоук-ин», то есть массовой накурки в общественных местах, но это уже нюансы, как по мне.
Шло время, и этот ярчайший политический феномен тускнел чем дальше тем больше. Рубин, генератор самых бредовых идей, отошёл от дел, занялся бизнесом и стал мультимиллионером. Кстати, он был одним из первых инвесторов Apple, но это просто к слову пришлось. Хоффманов окончательно поглотила альтернативная реальность барбитуры.
Без этих гениальных чертей ни Красснер, ни кто иной из йиппи так и не смог поднять флаг с конопляным листом на былой уровень. Нельзя сказать, что они ничего не добились — они не побоялись затрагивать сложные темы, причём делали это талантливо, ярко. На мой непрофессиональный взгляд, они внесли в современный политический мир огромное количество тем и трендов, которые актуальны и по сей день, за что им отдельный респект и уважуха.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.