Перейти к основному содержанию

Один день на двоих

Тут есть альтернативное мнение, как нам два подвида сограждан объединить

День Победы, как всегда в Украине, у одних людей вызвал приступ гордости, а у других приступ рвоты. Количество сказанного, написанного и случившегося по этому поводу позволяет выявить две разные части украинского общества.

Одна часть патриотическо-национального толка плевать хотела на советские достижения в индустриализации, преобразовании природы и социального развития. Для них Чернобыльская катастрофа — это ещё один пример ущербности советской системы. День Победы всегда будет очередным этапом оккупации, а День космонавтики — днём памяти жертв подавления голодных бунтов в городах СССР, состоявшихся в том же самом году, что и первый полёт человека в космос.

Другая часть патриотическо-имперского толка плевать хотела и на невинные жертвы советских репрессий, и на убитую индустриализацией экологию (которая до сих пор передаёт нам приветы фотографиями больных детей на урнах сбора пожертвований). Да и на решающую американскую помощь в становлении СССР на ранних этапах и во время войны им тоже глубоко плевать. Для них Чернобыль — просто трагедия, типа урагана или цунами. День Победы — это день, когда Россия в одиночку, без миллионов жертв дошла до Берлина и легко может это повторить. А День космонавтики — это только триумф Гагарина и СССР, а не выстраданный потом и кровью, надрывный пропагандистский подвиг полуголодной страны.

Обе эти части украинского общества весьма попсовы по своей сути. Так, самые ярые борцы национального «видродження» массово прописаны или прописываются со временем за границей. Диванные патриоты яростно отстаивают украинские интересы в Фейсбуке. А искренние патриоты, которые не убежали от призыва на заработки в Польшу, со временем начинают ненавидеть весь политический истеблишмент и лично Президента Украины ничуть не слабее какого-нибудь «лугандонского сепара».

В то же время их противники от лагеря «ватанов» совсем не горят ради успехов освоения космоса сменить туалетную бумагу на мятую газетку, а работу за свободно-конвертируемую гривню на валку леса за краюху черняшки и трудодень.

У основной массы этих двух лагерей самый актуальный формат отстаивания своих идей — это символические обряды типа надевания вышиванки или георгиевской ленты вместе с постоянными диспутами в соцсетях, куда переместились традиционные кухонные дебаты.

На первый взгляд, это две обычные городские субкультуры, которые скучающие буржуа придумывают себе время от времени для развлечения своей скучной «потреблядской» жизни. Что-то вроде «эмо», «готов» или «свидетелей Иеговы», только про политику. Но проблема в том, что две эти политические моды (а по-другому их назвать нельзя, ибо два сорта патриотов в обычных повседневных практиках абсолютно ничего не отличает) ложатся на сложный исторический контекст. Суть этого исторического контекста проста — системная деградация  Украины. Страна умирает как без свободы предпринимательства, защиты прав и свобод гражданина, так и без централизованных вложений в стратегическую инфраструктуру, без плановой промышленной политики и доступных государственных кредитов.

Алексис де Токвиль писал в свое время, что «США идут по пути свободы, Россия идёт по пути рабства, но обе эти страны идут к величию». И есть смысл признать, что Украина сегодня вообще никуда не идёт, никаким путём. Сторонники Майдана абсолютно не в состоянии решить насущные проблемы Украины путем Свободы. И вымученно пытаются выдать за успех в евроинтеграции то рост примитивного сырьевого экспорта в Евросоюз, то покупку американских тепловозов для Укрзализныци или французских вертолётов для МВД. Совершенно не предлагая ничего реально работающего для вхождения в клуб не только свободных, но и развитых стран. Лагерь националистов постоянно перечисляет стандартный набор врагов, которые мешают Украине. При этом использующая патриотическую риторику власть постоянно скатывается к выпрашиванию то оружия, то кредитов у международного сообщества. В итоге чего можно констатировать, что украинские патриоты так до сих пор и не стали хозяевами Украины, способными успешно развивать страну по пути Свободы, несмотря на палки в колёсах и противодействие врагов.

В то же время не идут дела и у сторонников «великого русского мира». Огромная часть населения ещё не забыла, как была гражданами сверхдержавы, и откровенно завидует России, где сильный авторитарный лидер периодически показывает «кузькину мать» всему миру. Да и огромная часть нового поколения, осознавая, что в современном украинском обществе для них уготованы скучные роли крепостных потребителей, свидетелей олигархических и бандитско-депутатских успехов или в лучшем случае пользователей иностранных технических достижений, хотят что-то своё. Такое же великое, как айфон, но подешевле. И тут георгиевская ленточка и футболка адидас с гербом СССР — самое оно. Но только ленточкой сыт не будешь, а ничего реального Россия сегодня не может предложить даже себе, не говоря уже о своих сторонниках.

Для пограничного государства с такими огромными соседями, как Европа и Россия, такое разделение неизбежно. Но в этой войне двух парадигм победить может только гибрид обоих этих проектов. Ибо для Украины одинаково позорны как совковые блины с кремлёвской лопаты, так и кредиты МВФ. И какое бы ни было высокое качество американских тепловозов, французских вертолётов и европейских автомобилей — всё это Украина обязана делать самостоятельно. И парадигма Независимой Свободы тут только возможность делать это лучше, чем раньше Украина всё это производила в парадигме Рабства. А не повод отказаться от немногих реальных успехов прошлого только под предлогом того, что всё это делали «плохие коммунисты».

Да, Великая Победа была, но её одержали наши дедушки и наши бабушки, а не мы. Страны, которую они обороняли, больше нет. И сегодня нам нужны свои победы над своими проблемами. Чтобы уже наша страна не распалась так же, как Советский Союз. И чтобы нам не пришлось снова вместо туалетной бумаги с перфорацией газетку мять.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.