Перейти к основному содержанию

Приложить подорожник. Почему «Евровидение» не должно нас волновать

Если вы до сих пор переживаете из-за Евровидения, то Макс и здравый смысл идут к вам

Миллионная аудитория — это, конечно, солидный показатель успешности. Старые расклады отходят в прошлое. Да, украинской аудитории на «Евровидение» ещё не плевать, но и особого интереса не видно. Будем отвыкать от некачественного продукта, который многие тащат за уши в память о былых временах. При чём здесь «Голубой огонёк» и почему всё идёт по плану — сейчас попытаюсь объяснить по пунктам.

1. Вовлечённость публики

Ах, как же прекрасно измерять настроение украинцев по количеству SMS, отправленных за определённых участников конкурса! Для сомнительных СМИ прямо праздничная тема: штампуешь по цифрам, не глядя на реальный охват, и поливаешь читателей заголовками «За россиянина проголосовало 146% украинских зрителей!». Браво, милорд, ваш нарратив въедается в подкорку читателей и заставляет их на подсознательном уровне помнить вашу игру с подтасовкой цифр. И неважно, что голосовал далеко не каждый украинец. Всё равно, что проценты считали на коленке и невнимательно. Просто неважно.

На очень-очень престижный песенный конкурс не взяли Maruv, а сменщики послали всё лесом и отказались ехать. И Freedom-Jazz, и Kazka, и Brunettes Shoot Blondes желания ехать в Израиль не проявили. Их дело, как и наше право — строить домыслы, либо выбирать трезвые, хоть и неприятные факты.

Для украинцев это повод надавать тумаков чиновникам, ответственным за организацию отбора. Мы на ровном месте создали себе имиджевую проблему: россияне могут распространять новые фейки и формировать новый образ «Страны 404», теперь уже на культурном фронте. Дескать, какие же эти украинцы плохие, даже певцы их представлять не желают. На всякий случай советую отвернуться от глашатаев и посмотреть на причины, по которым конкурс не так-то важен, как кажется, на самом деле.

Увы, наша публика, желающая видеть хороших артистов на международном песенном конкурсе, сама их отталкивает. Она не вовлечена в процесс. Упускает таланты: не поддерживаем отличных The Erised (уже распались), отправляя вместо них непонятного паренька со скидкой в офтальмологии. Не интересуется ничем: если бы не труды Скрыпина, «ватный» дуэт Anna-Maria имел бы все шансы уехать обратно в Крым, не получив от публики даже пинка за «Крым наш, наш с моей сестрой». Пассивность публики приводит к тому, что все отечественные группы, имеющие потенциал и определённую известность за границей, даже не попадают в список претендентов. Там торчат вечно неизвестные исполнители; Tayanna, видимо, в разы круче взрывающих американские клубы Stoned Jesus, а кейс Lordi мы повторять не желаем.

Всем пофигу, и нет смысла с этим спорить. Каков поп, таков и приход. Не вижу смысла переживать за конкурс, который удерживает статус культового разве что в постсоветском пространстве.

2. «Голубой огонёк» не мотивирует

Вовлечённость публики по старинке измеряется SMS, хотя в мире давно заправляют другие ценности и подходы к достижению успеха. Возможно, для колхозных экспертов это не так. Им я сочувствую, однако смею заметить: кажется, при всей расфуфыренной крутости «Евровидение» не может мотивировать артистов, то есть привлекать их к активному сотрудничеству.

Давно ведь говорили, что в странах Запада такие конкурсы вообще не способны заманить толкового исполнителя. Успешный певец уедет в сольный тур или сосредоточится на студийной работе, чтобы зарабатывать в эпоху стриминговых сервисов. Во время «Евровидения» вам не предложат контракт, не организуют тур и не гарантируют вашим песням места в топ-чартах. Но, если вы хорошо знаете своё дело, механизм сработает и без конкурса.

Нетта Барзилай, Монс Сельмерлев, Лорин, Мария Шерифович. Помните, кто это? И мне гуглить пришлось, признаю. Все эти люди выигрывали «Евровидение», но предсказуемо не стали топ-звёздами. Интересно, зачем тогда нужен конкурс, искажающий первоначальную концепцию своеобразной Лиги чемпионов для музыкантов и певцов. Кончита Вурст запомнилась насмешками со стороны гомофобов, но название его/её песни без подсказки от Google вспомнит разве что ярый фанат. Lordi добились успеха с альбомом The Arockalypse, но его помогал раскручивать американский продюсер, ранее продвигавший HIM и другие известные коллективы.

Если же смотреть на список украинских участников конкурса, тоже прорывных историй не видно. Кроме Русланы, но победа — она и в Африке победа. Джамала была на слуху до триумфа в Стокгольме и осталась на своём месте после него. Ни один участник не изменил своего карьерного положения, мантра не сработала. Здесь резервирую место для шутки про «Гринджолы» и топ-200 песен Billboard. Що, синку, допомогло тобі твоє «Євробачення»?

Констатируем факт: шоу потеряло привлекательность, но въелось в список наших вредных привычек. Очередной «Голубой огонёк», за просмотром которого можно пить пиво или ужинать. Потому удивляться, что наши музыканты не расшибаются об стену ради участия в соревнованиях любой ценой, не стоит.

3. Деньги решают

Сеть гудит из-за Maruv и отказа других участников, но я бы выделил один момент, утерянный под тонной новостного спама. Freedom-Jazz хочется поздравить отдельно, здесь проступает на редкость здравое — для нашей сцены — мышление. Коллектив выбрал более выгодный вариант, отбросив «Евровидение» из-за денег.

«Сейчас мы на стадии подписания контракта с европейским промоутером и ведём переговоры о концертных турах в ближайшее время», — отмечает страница экс-претендентов в Instagram.

Знакомьтесь, дорогие поклонники «Евровидения». Какой-то там украинский Freedom-Jazz выбрал личный заработок и продвижение собственного бренда вместо конкурса с горой запретов и нулевой импровизацией. Хороший знак для отечественной сцены: времена счастливого энуреза от одного упоминания «Евровидения» прошли, теперь можно и музыкой заняться. Отлично же!

Пока они растут, преданным фанатам конкурса никто не мешает смотреть, как очередной ВИА «Колхоз» соперничает с неизвестным британским музыкантом за право опозориться ступенькой выше. Ведь личное дело каждого — изучать свежие сеты с Glastonbury или искать в сети записи «Таврийских игр».

4. Ограничения и бренд

Было бы глупо считать, что «те самые» эпилептические припадки Лазарева — это следствие его импровизации. Такого слова участники конкурса не знают, да и зачем? Соглашаясь на выступление на «Голубом еврогоньке», вы добровольно отказываетесь от любого проявления креатива. Украинским читателям эти детали были доступны в новостях об отстранении Maruv. Там есть над чем подумать.

Да, я в курсе, что это не несёт угрозы жизни или здоровью. Однако развитие исполнителя часто зависит исключительно от его харизмы. На этом фестивале заученных монологов её точно показать не получится. Возможно, ваш неотрепетированный жест проскочит в видео с подсчёта голосов, но со сцены — вряд ли. Детали продуманы и отточены, Рыбак прирос к скрипке (не Олегу), Сердючка выжигает атмосферу солнечными зайчиками, O.Torvald рекламируют украинские гитары и параллельно прикрывают спинами отрубленную голову из ДСП.

Продвижение бренда также отсутствует. Итак, сбылась мечта, вы участник «Евровидения»! Всё сделаете под диктовку, на постановку номера не влияете. Ведь, наверное, умные дяди всё знают лучше. Но нет. Вы всё равно не получаете дополнительной раскрутки: трансляция ваше имя покажет в титрах и финальной таблице, а душераздирающие заявления «Спасибо маме, папе и соседу» бренд не продвигают.

При этом персона безымянного певца никого интересует, если он не скандален сам по себе — поражение или победа воспринимаются как позиция его государства. В принципе, это как с футбольными сборными, но там над номером игрока написана и фамилия. Здесь же единственный шанс заручиться поддержкой целевой аудитории, заставив её точно запомнить ваше имя — вытатуировать ФИО на собственном лбу. Ну простите, не видел я в рамках «Евровидения» постановок, участников которой всерьёз готовили бы к дальнейшим карьерным прорывам. Вот унылая сцена. Здесь у нас выступает Sweden, потом Romania, а вон и Ukraine готовится к выходу.

В рамках скромного тура с собственным материалом вы наращиваете лояльную публику. На конкурсе в вас видят только национальный флаг, и даже после победы успешно забывают в 99% случаев. Что заинтересует исполнителя, который умеет оценивать вероятность успеха, догадаетесь сами.

5. Времена меняются

«Евровидение» не даёт исполнителю заявить о себе. Ограничений в формате больше, чем именитых артистов в списке победителей песенного конкурса. Я, например, только Селин Дион вспомнил, и то с трудом.

«Евровидение» не подгонит серьёзных денег. Тот момент, когда Spotify и его сородичи дают больше возможностей, не заставляя проходить отборы и куда-то ехать. Ещё несколько лет назад Google Play Music платил 0,0073 доллара за воспроизведение одного трека. Для исполнителя, активно занимающегося своей карьерой, это практически лёгкие деньги — тот же Apple Music выдавал 0,0013 доллара за одно прослушивание. В это время музыкант может продолжать работу над новым треком, не отвлекаясь на непонятные затраты, не несущие никакой маркетинговой привлекательности.

«Евровидение» ничего не предлагает странам с развитой музыкальной индустрией. Для нас оно было актуально, пока по телевизору крутили дуэт «Свитязь», а на УТ-1 в прайм-тайме ставили народные хоры и пьяного оператора. Мы, конечно, пока что Abbey Road не открыли, но отечественный плейлист растёт и развивается быстрее, чем умнеют функционеры НОТУ.

«Евровидение» не способно раскрутить вас даже для родной публики. На этом месте грустно кивают головами ребята из O.Torvald, к примеру, ведь их целевая аудитория не поменялась. Сейчас Украина сдвинулась с места, и перемены ощущают даже исполнители — ещё 10 лет назад корпоративы отбивали бы любые затраты и паузы в гастрольном графике, поскольку в нашем тихом болотце не появлялось новых конкурентов. А в 2019 году alyona alyona привлекает к себе больше внимания, чем Maruv до скандала. Но на длительной дистанции и собственным материалом, а не, кгхм, образом.

"
alyona alyona. Заставка к клипу "Рибки" (YouTube)

«Евровидение» заплыло жирком и стало не песенным, а политическим конкурсом, это правда. Но произошло это не в 2019 году, а достаточно давно. Добро пожаловать в реальный мир.

Лично я хочу, чтобы ребята из НОТУ проверяли претендентов получше. Но и грустить из-за такого «события» точно не собираюсь, чего желаю и вам.

Да уж, такие музыкантишки на великое "Евровидение" почему-то не ездят.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.