Красный день календаря
Дмитрий Горевой
Вот уже три года как в Украине 14 октября — выходной день. В этот день отмечают сразу несколько разных праздников, и порой у обывателя складывается впечатление, что «смешались в кучу кони, люди».
Начнём по порядку. Очевидно, что самую долгую историю имеет праздник Покрова Богородицы. В Украине его отмечают православные всех мастей и греко-католики, которые вместе составляют более ¾ населения страны.
На первый взгляд, праздник весьма безобидный, белый и пушистый. Его история восходит к Византийской империи. Согласно официальной версии, в 910 г. сарацины-мусульмане напали на столицу — Константинополь. При очередной осаде некто Андрей во время коллективной молитвы в храме увидел, как дева Мария спускает с неба свой омофор (широкая накидка) и закрывает ним византийцев от неприятелей. Как и во всех средневековых хрониках, после этого враги отступили. В источниках причины описываются по-разному, но финальный результат одинаковый — поднялась сильная буря и войска противников утонули. В благодарность за это счастливые жители устроили праздник в честь Покрова Богородицы.
Иногда, впрочем, заявляется, что не от арабов-сарацинов вовсе, а от Руси и Олега. Получается, что сейчас каждый раз, отмечая день Покрова Богородицы, мы празднуем поражение наших предков. Как-то зрадненько. (Примечание редактора, по счастливой случайности давно и плотно копающегося в истории Византии: версия об арабах намного более вероятна).
Интересно также, что собственно в греческих церквях — Вселенском патриархате, Элладской и Кипрской православной церквях этот праздник не отмечается. Точнее, в Элладской-то отмечается… но 28 октября, в день освобождения Афин от немецкой оккупации. Бывают странные сближенья.
А вот на Руси он отмечается с 1164 года с лёгкой руки князя Андрея Боголюбского — по жизни, надо сказать, ещё той редиски. Папаша егойный киевский князь Юрий Долгорукий поставил сына княжить в Вышгород, но жить по соседству с родителями дитяти не нравилось, и он решил рвануть за поребрик. По правде говоря, в то время там никаких поребриков и не было, как и цивилизации вообще. В отсуствие ваших этих фейсбуков и инстаграмов кроме как укреплять власть, строить церкви и крепости — больше и делать-то нечего, чем Андрей и занялся. Во избежание потенциальных конфликтов всех своих братьев он послал по матушке, да и её, собственно, туда же. Для украинского национального сознания князь неприятен ещё и тем, что устроил разграбление Киева, что позже привело к политическому запустению и падению авторитета столицы. Летопись сохранила нам весьма неприятные описания грабежа, разбоя и глумлений войском князя. Под предводительством святого Боголюбского (ага) разграбили Киево-Печерский монастырь и забрали оттуда иконы и ценное имущество. Андрей даже пытался отторгнуть от Киевской церкви её северо-восточные территории, создав альтернативную структуру, но у него не вышло. Короче сын киевского князя заложил все условия для того, чтобы через пару столетий некогда единое государство и церковь разделились. Позднее на северных землях обосновалась Московия, а на первоначальных землях Киевской Руси Украина.
Позднее (много позднее, уже при Петре I) князя Андрея канонизировали. Моё личное мнение — прославление в лике святых произошло по политическим мотивам, поскольку благочестивой жизнью он не отличался, да и смерть принял не за веру, а по причине заговора недовольных бояр. В России князь Боголюбский почитается как один из фундаторов современного государства. Плюс определённым образом легитимизирует дурость властей, показывая плебсу, что и среди святых были крепкие хозяйственники жестокие князья.
Очевидно, что такая смысловая нагрузка праздника нам никак не подходит.
С другой стороны, Божью Матерь и сам праздник Покрова весьма чтили запорожские козаки. Фактически, это был главный праздник на Сечи. Поэтому 14 октября было решено отмечать День украинского козачества. Соответствующий указ подписал Президент Кучма в 1999 году. Как оказалось, это был очень удачный ход.
Параллельно на Западной Украине на Покров отмечают день создания УПА — также в своё время приуроченный к этому празднику именно по козацкой традиции. Там этот праздник обрёл собственные колорит и звучание.
Ни для кого не секрет, что до начала российско-украинской войны в южных и восточных частях нашей страны организация ОУН и армия УПА, мягко говоря, не пользовались популярностью. Однако авторитет козачества там выше — что, в общем-то, делает этот праздник дорогим и для местных. Фактически была предпринята своего рода попытка сшивания общества, когда в один день отмечают день памяти важных исторических событий и для западного региона (УПА) и для восточного (запорожское козачество). Совместные памятные дни сглаживают антагонизм, при этом не лишая ни одну из сторон своего смысла и своей исторической памяти.
Однако не следует забывать и о малых этнических и религиозных группах населения. Ведь не для всех национальных меньшинств козачество и УПА действительно важны и близки сердцу. Также как и Покров Богородицы не празднуют римо-католики и протестанты, не говоря уже о крымских татарах и украинских евреях. Об атеистах и агностиках я вообще молчу, в современном публичном дискурсе об их существовании забывают, как будто все украинцы по умолчанию верующие. Что же делать всем перечисленным категориям граждан? Просто утешиться выходным днём или стоически учить «Ой у лузі червона калина»? Логично, что нужна общая тема для всех этнических и религиозных групп населения.
Но тут она появилась. Вот уж действительно — «спасибоПутинузаэто».
Что как не угроза выживания может быть более мощной платформой для объединения? Мобилизация перед угрозой внешнего врага — очень сильный фактор, что мы и видели на протяжении последних трёх лет.
Мне кажется, что именно поэтому выбор даты Дня защитника Украины пал именно на 14 октября. Именно война объединила православных и протестантов, иудеев и мусульман, ромов и украинцев, венгров и грузин и т.д. Возможно, раньше это был праздник отдельных категорий, но теперь это праздник всех, для кого «защита Украины» — не пустой звук. Кто-то будет вспоминать козаков, кто-то — УПА, кто-то пойдёт в церковь, кто-то — на митинг, а кто-то — и туда, и туда, но этот день теперь никого не оставит равнодушным.
Единая праздничная дата, которая будет «цеплять» всех граждан Украины — один из полезных шагов к формированию и укреплению политической нации.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.