Перейти к основному содержанию

Самая белая музыка

Нет, это не про римские шторы
""

Примечание редактора. Орфография сохранена, сленг тоже!

Добрейшего времени суток, мои любознательные культуролюбители. Сегодня поговорим про музыку. Вернее про песни. Про песни с приятной мягкой музыкой и текстами, иногда даже очень литературными. Да, и так бывает, вы не поверите. В этих песнях не бывает социальных протестов, сложных экспериментов и прочих гроулингов.

Поговорим про эстраду. Ну или называйте как хотите, только не попса. По одной простой причине, что попса — это та шняга вперемешку с поющими трусами обоих полов, что в промышленных масштабах выпускают ололостудии типа мастерской. А качественной эстрадой я называю Фрэнка Синатру, например. Где Синатра-отец, или даже Синатра-дочь, и где факинг Меловин, ЭнКей или кто там еще сегодня в тренде у пожирателей семок и хипсторского небыдла. Это же небо и земля, сами всё понимаете, вы же не только любознательные культуролюбители, но и умные читатели.

Само по себе слово «эстрада» мне не очень нравится. Какое-то оно пластмассово-жирное, как плавленный сырок «дружба», изготавливаемый в мрачных подвалах на ржавом оборудовании из соевого масла и портянок. Однако другого синонима я не нашёл. «Шансон» — это чисто французская тема. Романс — совсем не то. И так далее. Какой термин ни возьми. Поэтому таки буду использовать термин «эстрада», рождённый советским чиновничьим мозгом. 

Родилась эстрада, по моему твердому убеждению, во времена окончания Великой Депрессии. Когда звукозапись наконец-то вышла «в народ» и стала более доступна. В то же время композиторы как академической классической школы, так и авторы, писавшие для  бродвейских шоу, решили, что масштабные симфонии и мюзиклы на хлеб не намажешь, а вот отдельные песни, которые можно записать на пластинку, могут очень даже и выстрелить и принести немножечко икры к хлебу с маслом.

Параллельно с «белой» музыкой именно тогда стали массово записывать «чёрную», то есть ранние блюзы, джаз, вот это всё. Одна музыка достаточно сильно от другой, что отлично вписывалось в существующую систему сегрегации. Вот так вот и оказалось, что негативные социальные явления стали катализатором для целых музыкальных направлений.

Но вернёмся к нашим баранам, то есть к композиторам. Культура бродвейских шоу подразумевала помимо яркого музыкального сопровождения, довольно-таки серьёзную поэтическую составляющую, а также мастерство исполнения. Это и составило характеристики того, что в 2019 году я называю «эстрадой». То есть: отличие от «стилей», голос, текст и музыка в равных пропорциях. Википедия дает нам ещё одно корявое определение для описываемой мной явления — традиционная поп-музыка. Ну, пусть будет, я не против. 

Продолжаем. Итак, союз винила и бродвея породил традиционную поп-музыку, которая в свою очередь, разлетевшись по старушке Европе в сороковые года прошлого века, соблазнила местных шансонье и прочих кантаутори. В результате чего, чуть позже чем в США, но и в Европе появилась эстрадная песенная культура со всеми ее определениями и родовыми травмами типа иногда излишнего пафоса, но это такое, перегибы на местах.  

Говоря об эстраде, нельзя не упомянуть о советской эстраде. На самом деле можно. Дело в том, что совецкие композиторы, в основной своей массе способные максимум на аранжировку западных мелодий, штамповали низкопробный ширпотреб, как и все советское, неконкурентоспособный на мировом музыкальном рынке. Что со временем породило такого монстра, как постсовецкую попсу. Так пусть горят в аду, черти. Большего они не заслуживают, как по мне. Если у кого есть желание покопаться в тлене советской системы, то гугл вам в помощь, граждане некрофилы.  

Однако, как ни старались, не получилось у заслуженных артистов СССР окончательно убить национальные культурные традиции, из которых со временем, выросли ростки настоящей европейской эстрады, уже в независимых государствах, возникших после распада СССР. Причём, что самое интересное, схема возникновения сродни той самой, когда появлялась эстрада в этих ваших европах. Классическая американская музыкальная традиция в сочетании с национальной музыкальной традицией дает на выходе местную эстраду. Естественно, если исполнитель или авторы не скатываются в примитивщину. Тогда получаются либо поющие трусы, либо полублатная псевдоэтника для свадеб в семьях пожирателей семок. Не надо так. 

При всём при этом, украинская эстрада существует. Как и вся культура, переживающая не самые лучшие времена, но существует. Её мало, она не особо на виду, её почти нет на крупных телеканалах и на радиостанциях, к моему огромному сожалению, но она есть. Она существует. Ну а отличить эстраду от попсы достаточно просто — где эстрада, там смыслы, гармонии, а также то уникальное, что выгодно отличает любой качественный контент от порожняка — собственный, зачастую уникальный стиль. 

Кто-то может сказать по прочтении этой статьи — что это мазафака, такое уже было. Какая нафиг эстрада в дветыщидевятнадцатом году. А я вам скажу на это — неправда ваша, дяденьки и тётеньки. Эстрада заслуживает не меньшего внимания, чем «увожаемые» стили и направления типа джаза, кантри, блюза и так далее. Она имеет четко выраженные корни, свои традиции, свою историю, ответвления, региональные особенности. А также, что немаловажно, имеет потенциал к развитию. Да и в конце концов, это просто хорошая музыка, которую приятно слушать. Без порожняков, без фальши, без натужных криков, без вычурного эстества. 

В принципе, можно написать очень и очень много, продолжая рассматривать эстраду как музыкальное явление. Однако, положа руку на сердце, признаюсь — мне не хочется. Не хочется  лишать вас, любознательные культуролюбители, уникальной возможности раскопать что-нибудь интересное самостоятельно. Упомяну только один интересный момент: если посмотреть историю музыки за последние сто лет, помимо всего остального, эстрада является ещё и той самой благодатной почвой, на которую периодически падают зерна новаторств, и в итоге появляется нечто интересное. Но это уже совсем другая история.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

Разносторонний контент, независимый от интернетов

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.