Перейти к основному содержанию

Та самая «Чорная-чорная» песня

Сколько критиков, столько и мнений. Как сейчас

Сегодняшнюю статью нашего околокультурного ликбеза можно отнести к своего рода азбуке. То есть об этом слышали все, ну или почти все. Однако есть нюансы, которые, возможно, будет интересно прочитать.

По крайней мере, я на это надеюсь. Саундтреком сегодня будет песня, о которой мы и будем говорить — The Rolling Stones — Paint It Black.

Та самая композиция

Появилась эта песня на свет, то есть была выпущена в качестве сингла, 7 мая 1966 года в США на лейбле London Records. Чуть позднее, 13 мая того же года, её выпускают и в Великобритании, на лейбле Decca Records.

Надо сказать, что альбом Aftermath (1966 года), к которому её обычно приписывают, выпускался в двух версиях — британской и американской. Так вот, Paint It Black была включена в качестве вступительного трека лишь в американскую версию студийного альбома группы. В британской версии этого трека не было вовсе.

А всё почему? Да потому, что для разных стран разработали разные стратегии подачи. Но это уже совсем другая история, так как альбом получился очень и очень крутым. Надеюсь, следующая статья будет именно о нём, если мои немногочисленные читатели не реквестируют другую тему.

Что касается названия, здесь получилось забавно. Британская Decca Records случайно добавила хайпа композиции буквально при рождении. Дело в том, что на обложке значилось «Paint It, Black» — с запятой. Что можно было при желании перевести как «покрась это, черномазый». В американском издании запятой не было, конечно. Уж там-то всё сделали ровно.

Та самая обложка

Сказать, что композиция была принята неоднозначно — это ничего не сказать. Одни критики восторгались. Другие от всей души плевались. Третьи просто отказывались как-то её комментировать. В общем, всё как обычно, когда появляется что-то стоящее.

Это уже потом, спустя некоторое время последовали потоки восторгов и признание одной из величайших песен всех времён. А в благословенном 1966 году всё было намного проще — но об этом чуть позже.

Одной из фишек и предметов критики песни, несомненно, является ситар Брайана Джонса. Надо сказать, что весь материал для Aftermath написала парочка Джаггер —Ричардс. Одни говорят, что Джонс к тому времени утомился тащить на себе коллектив, другие — что он просто забил на это всё и проводил время в общении с другими музыкантами.

"

"

Например, с Джорджем Харрисоном, у которого Джонс и подцепил идею с ситаром. Это если верить сплетням. Незадолго до этого гитарист The Beatles использовал партию ситара в композиции Norwegian Wood.

Джонс же, послушав, как звучит этот экзотический инструмент в сочетании с остальными, переиграл на нём несколько мелодий из готовящегося к выпуску альбома. Да так и решил, что для Paint It, Black это подойдёт идеально. Ричардс и Джаггер были только за разнообразие — на том и порешили.

Хотя есть и другая версия. Согласно ней, идея с ситаром появляется после того, как на студию, где как раз работали «роллинги», пришёл Харихар Рао, ученик Рави Шанкара и человек, когда-то обучавший самого Джонса игре на ситаре. С ситаром в руках, разумеется, пришёл.

С композицией особо не клеилось. Так музыканты и решили попробовать «что-нибудь эдакое». Чему верить — сами решайте, лично мне обе версии нравятся.

Та самая песня Битлов, которой попрекали Джонса

Забавно, но изначально это была неторопливая минорная песенка в стиле House of Rising Sun (надеюсь, вы помните Animals). Джагер называл её не иначе как «песня с еврейской свадьбы». Песня особо никому не нравилась. Её вообще прорабатывали «на всякий случай».

И, скорее всего, так трек и остался бы в репетиционных записях, если бы басист Вайман не попробовал сыграть её на органе Хаммонда в поисках более сочного баса. Так уж получилось, что он зачем-то ускорил темп. Как говорится, песня зазвучала совсем по-другому.

А дальше всё как по маслу. Добавили барабанов Уотсса, гитару Ричардза и ситар Джонса и вуаля — принимайте шедевр, мать вашу. Если кто-то (как я, например) не воспринимает на слух английский язык, то подскажу — текст описывает бурные эмоции человека, потерявшего кого-то близкого. Горе-горе, покрасьте всё чёрным. Всё плохо.

Интересно, что когда Джаггера впервые попросили кратко охарактеризовать Paint It Black, он задумался, потом сказал «Ну… это такая турецкая песня». В принципе, логика есть. Композиция отдалённо напоминает восточные мелодии. Пентатоника, опять же.

Тот самый Джаггер

Ну да бог с ним, с Джаггером, давайте о критиках пару слов. В самом начале я упомянул, что композиция породила массу отзывов — как лестных, так и не очень.

Естественно, многие цепляли Джонса за ситар и тыкали им в Харрисона. Мол, вот! Стырил идейку-то, стырил! На что Джонс неизменно отвечал: в таком случае, все группы, где используется гитара, просто копируют друг друга.

Но многие и восхищались этим ходом. Джонатан Беллман, известный американский музыковед, признавал — ситарная партия Джонса в этом треке оказала влияние на развитие целого поджанра психоделической музыки.

Линди Шеннон из La Crosse Tribune считала «Paint It Black» «отходом от коммерческой музыки» и «уходом в своего рода область искажённого, неприятного звучания». Если что, это похвала такая.

Другие критики — например, сотрудники Melody Maker — также хвалили трек. Его называли «великолепным индийским рага-бунтом, который вернёт Stones на первое место».

А вот Пенни Валентайн, тоже широко известная в узких кругах критик, хвалила в композиции именно вокал Джаггера. Даже сказала, что он «лучше, чем когда-либо» — но критически отозвалась об использовании ситара. Мол, он здесь стал «лишним украшением».

В общем, всё по традиции: сколько изданий, столько и мнений. Так или иначе, прав оказался критик из Billboard, который предсказал, что Aftermath станет несомненным хитом для Rolling Stones. И только потому, что в нём есть «Paint It Black».

Тот самый Джонс с тем самым ситаром

И тут действительно не поспоришь. В Великобритании композиция заняла первое место в чарте UK Singles Chart — и задержалась там на десять недель. Через семь дней после релиза в той же Великобритании было продано 300 000 копий «Paint It Black».

Позже сингл с песней был сертифицирован Британской фонографической промышленностью (BPI) как платиновый. В 2007 году песня снова вошла в чарт UK Singles под номером 70 — и на этот раз держалась там одиннадцать недель.

В США «Paint It Black» дебютировал под номером 48 на Billboard Hot 100 уже через неделю после выпуска, было это 14 мая 1966 года. Песне потребовалось три недели, чтобы подняться на первую ступеньку, где она оставался в течение трёх недель подряд. И сдвинуть её смог не кто-нибудь, а сам Синатра со своим Strangers in the Night.

К июню 1966 года было продано уже более миллиона копий. Суммарно «Paint It Black» оставался в чарте Billboard одиннадцать недель. По данным национального опроса KEYS, проведённого в июне 1966 года, сингл «Paint It Black» занял первое место в Штатах. Опросы, проведённые Associated Press и United Press International, также подтвердили этот выбор слушателей.

Ну и ещё раз та самая композиция

Вот таков успех композиции, которую даже в альбом поначалу брать не хотели. А в Британии — так и вовсе не взяли на пластинку. И, чтобы меньше рисковать, выпустили синглом. Остаётся лишь гадать, что тут больше триггерило слушателей 1966 года — ситар Джонса, голос Джаггера или, может быть, басы Вайтмана с барабанами Уоттса. Или всё вместе.

Радует одно. Так или иначе, у нас сегодня есть возможность врубить её погромче и покайфовать от звучания.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.