Перейти до основного вмісту

Дебальцевский плацдарм. Итог

Описание зимних боёв в Дебальцево не будет пестреть точными данными о том, какие виды войск, где находились и как выполняли боевые действия.

Окончание. Начало читайте тут и тут.

Дебальцево

Описание зимних боёв в Дебальцево не будет пестреть точными данными о том, какие виды войск, где находились и как выполняли боевые действия. К сожалению, к тому моменту, как сепаратисты и войска РФ прорвались к Дебальцево, разобраться, где и кто находится и как происходит броуновское движение украинских подразделений по городу и в какой хронологии, очень проблемно по причине плохой координации и почти полного отсутствия связи. Потому события будут описаны общими словами, с акцентом на некоторые важные события, произошедшие в период обороны Дебальцево.

db1b

Перед зимними боями в этот город прибыла инженерная рота, которая выкопала и построила укрепления для бойцов. Часть укреплений делали сами бойцы по своей инициативе. Тем не менее, неоднократно отмечалось, что некоторые укрепрайоны были оборудованы неправильно. Так, некоторые окопы были вырыты в таких местах, что не имели обширного визуального контакта с окружающей местностью. Проще говоря, боец, находясь в этом окопе, имел весьма ограниченные возможности к организации обороны. Некоторые палатки были просто врыты в землю, никто не позаботился над тем, чтоб выложить брёвна сверху, сделав полноценные блиндажи. Недостаточное количество капониров для техники на огневых рубежах в дальнейшем тоже негативно сказалось в последующих боевых действиях. Тем не менее, в районе Дебальцево был организован довольно серьёзный укреплённый рубеж, который хорошо защищал бойцов в период ожесточённых артобстрелов. Также надо отметить инициативность некоторых боевых подразделений, заливших бетоном укрепрайоны на местах своего базирования, вытащивших на позиции бетонные блоки и организовавших оборону места своего расположения.

4 февраля в разгар боевых действий на Дебальцевском плацдарме Генсек ООН Пан Ги Мун и глава представительства ЕС по вопросам внешней политики Федерика Могерини призвали стороны к перемирию для эвакуации жителей Дебальцево и прифронтовых населённых пунктов. Стороны конфликта дали согласие, и при помощи договорённостей были вывезены порядка 5 тысяч человек с района военных действий. Тогда же было выявлено, что абсолютное большинство жителей, желающих эвакуироваться с района активных сражений, отказались выезжать на территории, контролируемые «Л/ДНР» и россиянами.

Само Дебальцево атаковали более 5 раз. Наступления были со стороны Никишино, два раза — со стороны Новогригорьевки, Углегорска (успешно), было два штурма самого Дебальцево. 

После потери Логвиново конвои в Дебальцево продолжали водить бойцы спецназа. Поскольку дороги простреливались и за ними вели наблюдение силы противника, колонны нередко попадали под огонь и в засаду. Одним из таких трагических событий стала гибель группы Юрия Бутусова. Она шла в авангарде колонны 101-й бригады, что, по сути,  повлекло уничтожение группы спецназа и пленение нескольких десятков бойцов. Передвижение колонн по этому маршруту было достаточно спорным с точки зрения вывоза «двухсотых» и «трёхсотых», так как лечить раненых можно было и в самом Дебальцево. «Двухсотых» можно было вывезти позже, а именно они составляли основной груз колонн. Отказавшись от немедленной эвакуации на «большую землю» «трёхсотых» и «двухсотых», можно было лишний раз не подвергать опасности бойцов.

Проведением активных рейдовых и штурмовых действий в районах Дебальцево, Чернухино, Каменки, Ольховатки, Санжаровки, Нижней Лозовой и Луганского при поддержке РСЗО, артиллерии и танков противник прорвал оборону ВСУ по направлению Вергулевки, вышел на рубеж восточной окраины Дебальцево и взял под контроль основные административные здания города (железнодорожный узел, микрорайон Октябрьский). Частично виной этому стал тот факт, что РТГр 40-го ОМПБ самовольно оставила свои позиции и сдалась в плен боевикам. Через трое суток без предъявления каких-либо условий эти бойцы были отпущены боевиками и вернулись в состав своих подразделений.

Артиллерия к тому времени отрабатывала цели уже не по поступлению информации, а в порядке очереди. Целей для поражения артиллеристам подавалось столько, что они не успевали их отрабатывать. Потому некоторые огневые поражения наносились лишь через 40 минут, после того, как передавались координаты о скоплениях сил противника. Излишне говорить, что к тому времени в этом районе вражеских сил уже не было.

Во время городских боёв в Дебальцево критически не хватало координации украинской группировки штабом сектора. Дублирующие виды связи реализованы не были, поэтому, когда город накрыли российские РЭБы, координация боевых действий стала совершенно неэффективной. Штаб не получал актуальной информации от опорников; иногда выдвигал войска на позиции, не зная, что там уже находятся сепаратисты; дублировал передвижения разных подразделений, в результате чего они встречались на одной позиции, не информированные в том, что придут на позицию не одни. К этому времени артиллерия боевиков приблизилась на необходимое расстояние для подавления украинской, что ещё больше снизило эффективность применения контрбатарейной стрельбы украинской артиллерией.

В самом Дебальцево обстановка была напряжённой. Жителей на улицах не было, украинских военных тоже было мало, по самому городу нередко бродили диверсионные группы противника.

Отдельно стоит упомянуть сотрудников Дебальцевского городского отделения милиции. В основном его штат представляли правоохранители, которые остались верны присяге и покинули самопровозглашённые «Л/ДНР». Они не раз вступали в бой на улицах Дебальцево с диверсионными отрядами противника. Во время одного из таких столкновений погиб начальник горотдела милиции Евгений Юханов. Боевики, понеся потери от столкновений с дебальцевскими правоохранителями, в итоге неоднократно вели артиллерийский огонь именно по городскому отделению милиции.

Как потом признавался командир милицейской роты «Свитязь» Александр Фацевич: «Я в Донецкой / Луганской области милицию сильно недолюбливал. Было за что. Не раз вступал с ней в конфликты, потому мы, придя в Дебальцево, тоже очень резко и жёстко повели себя по отношению к дебальцевским милиционерам. А потом узнал, как они сражались, как защищали город, какие потери понесли… стыдно стало. Они Дебальцево защищали до последнего, как и следовало людям, давшим присягу и не свернувшим с пути».

В ГШ тем временем разрабатывался план выхода войск из Дебальцево. Проанализировав ситуацию и погодные условия, было решено отводить группировку в сторону Артёмовска. Снижение температуры позволило использовать для передвижения не только автомобильные, но и полевые дороги. К сожалению, информация о выводе войск из Дебальцево появилась в сети Интернета, потому ГШ в срочном порядке пришлось переделывать план этой операции.
Подготовка операции по отводу войск осуществлялась заблаговременно с максимальным соблюдением режима секретности и ограниченным составом должностных лиц, соблюдая скрытность. Содержание боевых распоряжений на дальнейшие действия передавали только командирам бригад лично, подразделения отводились поэтапно. Отход войск на определённые рубежи обороны был организован и проведён с минимально возможными потерями личного состава, вооружения и военной техники. К сожалению, этот элемент скрытности сыграл и плохую роль. Так как в секторе была проблема координации и связи с отдельными подразделениями, потому некоторые из них получали приказы слишком поздно, с некоторыми не могли установить связь из-за её сильного подавления в секторе российскими РЭБами. Некоторые командиры на опорных пунктах и позициях получали приказы через SMS-сообщения, так как и мобильная, и радиосвязь в отдельных районах отсутствовала, что не добавляло организованности. После уничтожения радиоточки на «Дебальцевском кресте» огнём артиллерии связь между украинскими подразделениями нередко осуществлялась путём отправки «гонца». Проведение мероприятий для дальнейшего выхода из Дебальцево было начато ещё до получения из штаба приказа на выход. По итогу некоторые подразделения так и не получили такого приказа и их действия не были скоординированы штабом сектора, потому, по сути, они принимали решение уже по ходу боевых действий, получив информацию от других подразделений, что те выходят.

Выход войск из Дебальцево происходил следующим образом.

Сначала отходили подразделения, выполнявшие задачи в районах Малоорловки, Новоорловки и Орлово-Ивановки. В состав авангарда были определены разведрота и 15-й ГПБ.
После выводились подразделения, выполнявшие задачи на восточной окраине Чернухино (опорные пункты «Балу», «Фёдор», «Александр», «Виталий»).
И уже после отхода с флангов осуществлялся вывод подразделений, а также командных пунктов сектора С непосредственно из района Дебальцево. Прикрытия отхода обеспечивалось арьергардом из состава механизированного батальона 128-й ОГПБр и 30-й ОТБр.

Накануне этих событий подразделению спецназа 8-го полка с двумя приданными танками «Булат» и подразделениям Нацгвардии была поставлена задача отбить железнодорожный вокзал, сковать силы противника, остановив продвижение в город, что позволило бы подразделениям, находившимся в Дебальцево, покинуть его. Спецназ с Нацгвардией и танкистами вернули под контроль ж/д вокзал и продержали его сутки, что дало возможность украинским войскам покинуть город. В процессе этих боёв Нацгвардия получила приказ отступать из Дебальцево в составе колонн, идущих на выход. Спецназовцы с танкистами отступили к больнице, подобрав там дезориентированных и не имеющих связи с основной группой войск пятерых бойцов 128-й бригады, после чего танки уехали и стали в колонну, идущую на выход, а спецназовцы остались одни с бойцами 128-й бригады.

Спецназовцы вышли из Дебальцево в Новогригорьевку, но потов, обнаружив, что этот населённый пункт уже не контролируется ВСУ, пошли на выход из сектора. В это время другие подразделения спецназа искали в секторе потерявшихся и заблудившихся бойцов, которые ещё не вышли из него. К сожалению, не всех удалось найти в сложившихся условиях, и эти бойцы выходили в дальнейшем либо сами, либо попали в плен.

Все выведенные войска были сосредоточены в Артёмовске и Парасковиевке. В день выхода из Дебальцево личный состав, выход которого был запланирован, составил порядка 2700 человек. Вышло порядка 2650 человек. Погибло при выходе и пропали без вести приблизительно 40 человек. 13 человек были взяты в плен.

Обеспечение выхода войск сектора, прикрытие их флангов, поддержка огнём арьергардов и недопущение преследования силами противника осуществлялось путём занятия господствующих высот; проведения специальных действий сводным отрядом 3-го и 8-го полков СпН, групп 73-го МЦ СпН в районе между рекой Санжаровка и семью опорными пунктами, а также подразделениями 95-й ОАЭМБр в составе двух штурмовых отрядов 1-й АЭМДб и 13-й ОАЭМб в районе Нижней Лозовой; проведение мероприятий инженерной разведки на маршрутах выдвижения по выявлению и обезвреживанию мин и фугасов; обеспечения обозначения минных полей наших войск, а также определения огневых «коридоров» и нанесения огневого поражения противнику в районах северной, северо-западной окраин Дебальцево и на маршрутах выдвижения ВСУ. После захвата Логвиново противник занял отметку 307,9 в километре на северо-запад от украинского опорного пункта «Валера», где оборудовал свой мощный опорный пункт и усилил его в том числе танками. В день выхода почти вся группировка выходила в зоне видимости этого опорного пункта противника. Всю ночь и день артиллерия держала этот вражеский ОП под огневым контролем. Благодаря этим действиям он не имел возможности расстреливать выходящую украинскую группировку, как в тире.
Но на линии Логвиново – высота 307,9 было ещё минимум два опорных пункта противника послабее. С одного из них около 12:00 18 февраля из миномёта был обстрелян арьергард отходящей группировки, в результате чего погиб командир тактической группы 1-й роты 25 ОМПБ «Хотабыч». Это была последняя потеря этого батальона. Но основной вклад в день выхода группировки сделала украинская артиллерия. Как потом говорили артиллеристы, которые тогда прикрывали отход дебальцевской группировки, работали целый день, не покладая рук. Весь сектор «гремел».

db2

Украинские подразделения, которые пришли в Артёмовск и Парасковиевку, были встречены, начался процесс их обустройства, развёртывание заранее привезённых палаток и полевых кухонь. Дебальцево осталось позади.

Субъективный вывод автора

Роль Дебальцевского плацдарма была выполнена полностью. Дебальцево удержалось во время встречи политиков в Минске, что дало возможность опровергнуть постулаты Путина, которыми он тогда оперировал, обосновать нарушение Минских соглашений и продолжение экспансии, что вылилось новым витком санкций, остановить наступательный потенциал группировки, собравшейся под Дебальцево. Само Дебальцевское сражение — это одна из наимасштабнейших операций российско-украинской войны.

Возможность удержать Дебальцевский плацдарм была, как и возможность вернуть Углегорск в январских боях, при наличии больших резервов сил и средств, а также лучшей организации и координации боевых действий в секторе С. К сожалению, провалы на разных уровнях командования, невысокий боевой потенциал некоторых армейский подразделений и промахи на среднем уровне командования, а также низкая боеготовность некоторых подразделений не позволили с прежней эффективностью перемалывать наступательный потенциал, как это было в январе 2015 года. После достижения критической ситуации превосходящими в разы силами противника при поддержке большего количества артиллерии и бронетехники украинское командование вывело армию на новые рубежи. Оценивая результат, войска сектора сделали всё и даже немного больше из того, что могли, для нанесения урона наступающим на них подразделениям боевиков «Л/ДНР» и армии РФ, а отвод войск был абсолютно логичным в сложившейся ситуации. Можно сказать, что обе группировки не достигли изначальных целей и задач: группировка РФ и боевиков не смогла создать ещё один «котёл» для уничтожения в нём окружённых войск (новый Иловайск), украинские войска не смогли удержать Дебальцевский плацдарм. Однако, если судить по потерям, понесённым в описываемых в статье боестолкновениях, цена, которую заплатили боевики и российские войска за не полностью выполненную ими задачу, таки колоссальна. Так как задачу максимально обескровить наступательный потенциал противника Дебальцевская группировка выполнила полностью, не понеся при этом крупных потерь, а задача российского командования окружить и уничтожить дебальцевскую группировку украинской армии потерпела полное фиаско.

Serg Marco

В самурая немає мети, є лише шлях.
Ваш донат – наша катана. Кнопки нижче!