Перейти к основному содержанию

А судьи кто? Или же Архаические основы справедливого судейства

О праве судить и сопутствующей обязанности делать это красиво; о Линче внутри нас и Соломоне над нами; а также о рыночной практике судейства.

Алекс Хавр

Abstract

О праве судить и сопутствующей обязанности делать это красиво; о Линче внутри нас и Соломоне над нами; а также о рыночной практике судейства.

… упомянутое имущество – дом, сад и принадлежащий к ним водоём…

обменивается на серебро весом в четыре пуда и семь с половиной фунтов,

о чём и составлена мною, кадием Абдурахманом, сыном Расуля,

настоящая запись в полном соответствии с законом и ханскими повелениями!

Ходжа Насреддин смотрел на кадия с удивлением:

это была работа – хотя и в пройдошестве – но подлинного мастера,

и нельзя было ею не восхищаться.

Леонид Соловьёв «Зачарованный принц»

Право вершить суд – наверно, самая древняя функция власти, древнее даже права поборов с представительниц самой древней профессии и уж тем более права объявлять войну племени Скорпионов, которые испокон веков хотят похитить этих самых представительниц наших женщин. Выезжая в подвластные земли, провинции или даже отдалённые районы непомерно разросшейся столицы, правители первым делом принимались судить. И если вы думаете, что это всё от примитивности древних, то очень зря. Ведь с отчаянных криков о несправедливом суде начиналось не меньше половины восстаний, да и тихие дворцовые перевороты часто оправдывались словами «Он судил неправедно, зачем он вам был такой?». Судьи становились знаменитыми не реже полководцев (один, прославившийся целочисленным делением единицы на два, вообще вошёл в поговорки), да и выгребали от противников не слабее.

Хотя всё вышеперечисленное для многих банальность. А вот заслуживает внимания другой, очень важный момент – обязательная публичность суда. Справедливого суда, конечно же. Потому что в архаические времена тайный суд не мог быть справедливым по определению. Зачем скрывать справедливость? Наоборот, все должны видеть, что всё правильно. Не зря все культуры, независимо от места и времени возникновения, в судовых обрядах воспроизводили одни и те же формулы: «Смотрите, всё делается открыто! Все видят! Каждый – свидетель! Никаких тайн!». И не зря судовые процедуры имеют характер шоу, потому что это и должно быть зрелище. Отсюда и цирковые наряды судей, и нарочитость формул, подчёркнутая ритуальность. Людям не нужно соблюдение формального закона – людям надо зрелище, нужна сопричастность событиям, участие в Справедливости.

«Наивные древние люди», – усмехнутся многие читатели. Опять-таки зря. В случае с культурными традициями действуют всё те же циничные законы, что и в биологической эволюции, и общества, в которых справедливость не торжествовала (и не глумилась публично над трупом преступника, да), до наших дней не дожили. Никакого Морального Абсолюта (0,7 л с дозатором), разлитого в Мировом Пространстве, всего лишь безликие и бесчувственные законы отбора, которые заставляют людей выдумывать мораль и устраивать из её соблюдения шоу. Не нравится? – добро пожаловать в ископаемые. Потом по вашей цивилизации троллей кто-то из археологов напишет диссертацию.

Здесь стоило бы сослаться на кучу исторических примеров, от Гильгамеша до Конфуция, но, к счастью, современность дала нам прекрасный референтный текст, который сочетает отсылку к историческому опыту с живостью изложения.

Итак, вспомним самые яркие примеры суда в «Игре престолов». Нед Старк – с ним всё ясно, он уже сломлен в темнице, готов на всё. Почему бы его прямо там и не придушить? Нет, его вытаскивают на свет, шантажом заставляют произнести признание в заговоре против законного короля, а потом быстро и, опять-таки, при всём честном народе отрубают голову, выставив её на всеобщее обозрение.

Злобный карлик Бес изловлен матерью-регентшей Орлиного Гнезда. Она вправе сколько угодно морить его в тюрьме, но суд над ним учиняет в присутствии вассалов. И, попавшись в ловушку прецедента (судебный поединок, если кто не помнит), не имеет возможности отступить, потому что правитель не может молчать в ответ на публичный вызов. Это понимают даже книжные персонажи из фэнтези, чего не скажешь о некоторых реально существующих президентах.

Тот же Тирион Ланнистер, но уже судимый за убийство племянника. Ненавидимый всеми, преданный самыми близкими людьми. Казалось бы, ну, выставь его голову на стене, все только радоваться будут. Нет, вытягивают же на свет Божий, дают возможность наговорить гадостей, испортить праздник. Ну разве не идиоты? Нет, не идиоты. Потому что зерно недоверия прорастает очень быстро, особенно в неспокойные годы, подпитываемые фактами ежедневной несправедливости. И казни Ланнистеры своего блудного сына тайно – уже через пару месяцев Королевская Гавань поклонялась бы трём-четырём Лжетирионам, которых нечестивые блудодеи-близнецы Серсея с Джейме хотели извести, да боги не дали свершиться ещё одному греху. Знаем, проходили.

Примерам несть числа. Публично судит Дейенерис Бурерождённая в принуждённом к чуждым аболиционистским обычаям Мириине. Публично, да ещё и собственноручно (с удивительно рациональной подоплёкой) рубят головы Старки. Публично топит неверных отступников Ейерон Мокроголовый Грейджой.

Глупые выдуманные персонажи. Не то, что в реальном мире… Что ж, теперь для любителей реализма – история совершенно другого плана.

Знаете ли вы, что в Средние века суды французских свободных городов (например, Парижа) были частными? Нет, королевских прево никто не отменял, но бегать к такому занятому (и сердитому) человеку за каждой мелочью… Поэтому для судебных разбирательств судью нанимали, как адвоката сейчас (адвокатура как профессия, кстати, появилась тогда же). Из серии: «Вы хотите, чтобы вас рассудили не как попало, а по мудрым законам в интерпретации знающих людей? Тогда звоните обращайтесь к нам!». Судьи организовали гильдию и многие столетия боролись с множеством конкурентов за право быть единственными вершителями справедливости в городе. Знаете, каким образом? С одной стороны, строго следя за репутацией своих членов. Судья в Париже должен был быть почище той жены Цезаря, я вам скажу. А с другой – как уже было сказано раньше, превращая суд в шоу. Зрелищным было всё – от внешности судей и сценической расстановки действующих лиц в зале до каждой стадии процесса: обвинения, слов защиты, полемики, объявления приговора и его исполнения.

Кстати о последнем. Наши люди сильно травмированы советским и постсоветским восприятием суда как наказания самого по себе. На самом деле в шоу превращалось не только наказание (все эти почитаемые любителями гуро декапитация и кипячение в рафинированном масле), но и оправдание. Процесс составлялся так, что, получая оправдательный приговор, обвиняемый был благодарен именно судьям, а не адвокату (тот уже деньги получил), тем более что на адвоката деньги находили не у всех. И на это приходили посмотреть люди, чем ещё больше повышали авторитет судейской коллегии, а значит, выражаясь современными терминами, его капитализацию в сфере оказания услуг.

Вот такой весёлый джир для верующих в невидимую руку рынка, которая рулит всем. Современная европейская судебная практика выдержала испытание открытой конкуренцией, не будучи государственной структурой. Может, стоит задуматься…

К слову, развитое Средневековье очень интересно для тех, кто хочет разобраться в истоках нынешнего европейского суда. Процесс Орлеанской Девы, процесс героя Столетней войны маршала Жилля де Реца АКА Синяя Борода, да хоть бы процесс свиньи-убийцы (и это не прикол – её таки осудили)… Ну, это лирика…

В свете вышеизложенного ещё более обидно видеть, до чего докатилось украинское правосудие. Я даже не о грамотности или честности, а о простом понимании основ своей деятельности, можно даже сказать, материала, из которого сделан сук, удерживающий их от грустного падения до уровня земных забот. Будучи потомками «черезвычаек» и прочих судов большевистской народной сознательности, наши судьи в массе своей не понимают, что невнятное бормотание в неудобной тесной комнатке, где слушателю просто некомфортно находится, угрожает самому смыслу их существования как бюрократического подразделения. Ибо очень скоро им могут предъявить те же претензии, которые наш почтенный Кролик-во-Премьерах выставляет академикам: «А зачем мы вам вообще платим?». И если это не случится в этом квартале… Ну классика цитировать не обязательно.

Следы такой беды можно и не замечать, но есть один очень серьёзный признак. В обществе не существует рассказов о честных судьях. Ну, знаете, это такой архетип – Честный Судья. Вроде Деда Мороза. Никто не верит, но многие надеются. Даже о Честных Ментах (я уж молчу о Честных Копах) рассказывают и даже снимают сериалы, а вот о судьях… Потому что в такую фантазию никто не поверит. А то, во что не верят, имеет свойство исчезать. Не мгновенно, конечно, но…

А всё оттого, что против социальных законов не попрёшь. Увильнуть разок-другой можно, а вот построить на этом систему – нет. Люди хотят архаики, и это глупо игнорировать. Да, это проблема более широкая, чем вопрос судебной системы в Украине. Мы, люди информационной эпохи, почему-то считаем, что избавлены от старых культурных механизмов, а это не так. По-прежнему с нами феодализм (см. корпорации или устоявшиеся государственные учреждения), никуда не делся дух рабовладельчества (см. бюджетники). И архаика тут же, внутри нас. Два года назад мы снова наблюдали, как она действует, это вовсе не так страшно, как представляется из названия. Если люди хотят массовости, хотят сопричастности, хотят зрелищности, то глупо этому противиться. Степень развития человека проявляется в умении контролировать базовые побуждения, а вовсе не в их отрицании. А вопрос «неужели архаика лучше цивилизации?» столь же содержателен, как «какая система человеку важнее – эндокринная или нервная?».

Ну, а судьям… Если шоу не устроят они, то за них это сделает отставной капитан Линч. Это ещё в лучшем случае, ведь Робин Гуд в этой экологической нише будет для общества куда более разрушителен. А ожидание, что всё рассосётся само, напоминает обещания лекарей из бессмертного романа Леонида Соловьёва, что болезнь хана исчезнет сама по себе.

Агабек послал навстречу кадию слугу с приглашением в гости,

но кадий отказался, оберегая от лживых наветов белизну своего беспристрастия…

…Кадий вздохнул, закрыл правый глаз и открыл левый,

обозначив этим свой переход из состояния «до» в состояние «уже»…

Леонид Соловьёв «Зачарованный принц»

Acknowledgments

Хотелось бы пожелать Дж.Р.Р. Мартину крепкого здоровья, достаточного для окончания эпопеи. Иначе, на что будут ссылаться работники научпопа при общении с широкими массами?

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.