Перейти к основному содержанию

Земной депозитарий небесных опционов

Предлагаем вам посмотреть, что есть церковь с точки зрения верующих

Примечание редакции. Текст не похож на обычные тексты ПиМ: здесь вопрос христианской религии излагается не со светских позиций, а изнутри, с позиций верующих. Посовещавшись, редколлегия решила принять этот материал как точку зрения.

Все так много говорят про церковные дела, но уж слишком увлеклись баттлом Патриархов и Синодов, межцерковными трениями и обвинениями, геополитической закулисой и прочими мирскими аспектами, что наверное стоит вернуться к вопросу: а что же есть Церковь в своей онтологической сути?

Классическое определение звучит так: Церковь есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в Таинствах в надежде очищения от грехов и спасения души человека после смерти его тела.

Церковь была создана в 34 году нашей эры, то есть в 34-й год от Рождества Христова. Задумал её Бог и создал её Бог, чтобы через дать людям шанс попасть после смерти не в ад на вечные муки, а к Себе — в Царство Небесное. Именно ради создания Церкви Иисус Христос и приходил на землю и отдал Себя на распятие на Голгофе.

Что же является мистической сердцевиной Церкви, вокруг которой и ради которой строится вся её деятельность? Сердцевиной, вокруг которой строится мистическая деятельность Церкви, есть Евхаристия — Таинство причастия Тела и Крови Христовой, а также молитвы и священнодействия его подготавливающие. Причастие происходит в конце каждой утренней церковной службы (литургии). Если вы попадали на завершающую часть службы, то это когда выходит священник с золотой чашей в руках и со словами «Со страхом Божьим приступите…» из этой чаши длинной ложечкой что-то даёт по очереди подходящим к нему людям. В Евхаристии и состоит главная цель литургии и участия людей в ней вне зависимости от того, где и как эта служба служится — 4 часа в гигантском соборе с множеством икон и святых мощей, за золочёными царскими вратами и трёхэтажным иконостасом, с Патриархом или митрополитом во главе, с 50 священниками и диаконами, в пышных облачениях и под пение большого профессионального хора, или же 40 минут одним-единственным священником-капелланом на простом столике под открытым небом. Вы можете наблюдать невероятно разные, вообще на 95% визуально непохожие одно на другое действа, но мистический смысл и результат их абсолютно один и тот же: соединение людей с Богом через принятие маленькой частички Тела и Крови Христовой, которая освящает человека, передаёт ему Божью благодать, которая уничтожает в нём следы грехов, в которых человек покаялся. Эти грехи затем не принимаются во внимание после смерти человека, когда Бог решает вопрос, куда отправится конкретная душа — в рай или в ад. Эта же частичка пропорционально вере человека дает ему силы противостоять новым греховным искушениям.

Литургия же служится для того, чтобы по общей молитве прихожан и специальным молитвам священника и его священнодействиям на жертвеннике и на престоле внутри алтаря, таинственным, то есть по определению непостижимым для человеческого разума образом, хлеб и вино пресуществились в Тело и Кровь Христову, но не по биохимическим, а по своим мистическим качествам.

Первоисточник: евангельские предписания Иисуса Христа

Почему вообще Тело и Кровь Христовы? Ну потому что Он Сам как Бог так всё придумал. Приведем все Его установки из Евангелия по этому поводу. Их всего две. Сначала при большом стечение иудеев и своих учеников Он сказал:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. … Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем.» (Евангелие от Иоанна, Гл.6:47-56)

Никто, в том числе и ученики Христа, тогда в тот момент сразу не понял этих пугающих слов, противоречащих древнейшему запрету на употребление крови. Расшифровка же того, как всё-таки возможно употреблять Тело и Кровь Христову, была дана на Тайной вечере, то есть, получается, только 11 будущим апостолам (Иуда здесь не в счёт).

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Евангелие от Матфея 26:26-28)

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.» (Евангелие от Луки 22:19-20)

В ядре литургии находится выполнение вышеприведённых слов Христа на Тайной Вечере, после которой Иисус Христос через предательство Иуды предал Своё тело в руки жаждавших Его смерти иудеев. Поскольку жертва Христа была реальной и кровавой, Евхаристия не есть некий условный ритуал с хлебом и вином, лишь символизирующими Тело и Кровь в виртуальном воспоминании о Христе.

«Опцион» как соблюдение свободы воли

На Голгофе произошло реальное жертвоприношение ради создания для людей спасительной возможности избежать ада и воссоединиться с Богом. Это было сделано ради многих людей, чтобы каждый имел «опцион» на спасение души. Но это отнюдь не означает всеобщего автоматического искупления! Свобода воли каждого человека как краеугольный принцип его сотворения Богом неукоснительно соблюдается и здесь: искупление грехов реализуется только для тех, кто уверовал во Христа, кается в грехах и причащается, тем самым благоговейно принимая Его жертву и ею спасаясь — ведь ради этого она и была принесена! А Церковь есть мистический институт, организм, механизм и т.д., постоянно воспроизводящий эту возможность! Да простят меня ортодоксальные богословы за такую попытку обеспечить понимание — Церковь есть «земной депозитарий» дарованных Богом, ценой Своих страданий на Голгофе, «опционов» на спасение в Царстве Небесном.

Нельзя спасти душу, не прибегнув к «опциону», но нельзя им воспользоваться, не приходя в «депозитарий»! А в «депозитарии» есть «условия получения опциона» — крещение, вера, покаяние на исповеди и Причастие, ну и ещё ряд сопутствующих. Поэтому вся концепция «Бога в душе» и получения спасения там, где человеку хочется, а не где Бог его предлагает — это абсолютно мимо Царства Небесного. И надо помнить, что никто не знает, сколько продлится его земная жизнь — она может оборваться в любую минуту, и поэтому можно просто не успеть добежать до «депозитария», разобраться, что надо сделать, чтобы реализовать свой «опцион», и успеть это сделать — переступить через свои предрассудки, умничание, лень, ложный стыд и гордыню, и таки успеть покаяться и спастись. Право же и функцию отпускания грехов Иисус Христос делегировал своим ученикам, а те всем следующим поколениям «служителей депозитария». Ведь как написано в Евангелие про встречу Иисуса с учениками после Воскресения: «сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся.» (Евангелие от Иоанна Гл. 20:22-23)

Литургия и священство: условие «апостольского преемства»

Создание молитвы и выстраивание священнодействия по превращению хлеба и вина в тело и Кровь было осуществлено достаточно быстро — Иаков, сводный брат Иисуса Христа, принадлежавший ко второму кругу апостолов из 70 человек, первый епископ Иерусалима и христианской церкви вообще, вне всякого сомнения ведомый Святым Духом, создал первую литургию, которая и носит его имя. Правда, сегодня она служится редко и совсем точечно как особый изыск, а повсеместно и почти ежедневно в православном мире служатся литургия Иоанна Златоуста и в отдельные дни литургия Василия Великого, но они являются модификациями литургии апостола Иакова.

На 50-й день после Воскресения Христа апостолы получили благодать Святого Духа, сошедшего на них в виде языков пламени, которая дала им возможность проповедовать на других языках и творить ряд чудес, в том числе и превращать хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Чтобы охватить ими всё возрастающее число уверовавших и крестившихся, они передавали другим избранным верующим способность совершать это превращение, а также отпускать людям грехи. Мистическое действие по передаче благодати Святого Духа или Таинство священства осуществлялось путем возложения рук или «рукоположения». Во все последующие годы должна была соблюдаться непрерывность цепочки рукоположений от апостолов до всё новых и новых поколений священников — ведь этой силой Святого Духа священники и осуществляют превращение хлеба и вина, то есть Таинство Евхаристии. Очевидно, что простирающейся через века и тысячелетия важнейшей функцией Церкви является гарантирование подлинной апостольской преемственности и непрерывности законных рукоположений священников.

Резюме

Так вот, Церковь — это не про общественный движ и социальное служение, не про крестные хода или освящение пасок, писанок, мёда, яблок, воды, травы, машин и квартир, не про умножение кумовей, а про отпущение грехов и про Причастие Страшных Христовых Тайн — Тела и Крови Господней. Конечно же, авторитет и структура Церкви использовались и используются одними для экспансии или удержания империй, а другими — для национального освобождения от империй. Но главная, сущностная её функция — это освобождение людей от грехов и вечных мучений в аду. Поэтому, что толку болельщикам и зрителям межцерковного баттла от горячих обсуждений его перипетий, если они не прибегают к помощи Церкви по её основному назначению?

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.