Перейти к основному содержанию

Злая шутка-2.0

Тимур Андриевский вспомнил самую злую шутку Кремля. Конечно же, речь идёт о попытке выдать российский КВН за что-то мирное и аполитичное. Не зря НАТО трубит тревогу.

«Иноагоруции» посвящается

Мой прошлый материал был посвящён «злой шутке» — лозунгам и обещаниям, благодаря которым Зеленский вляпался в президентство, и в случае невыполнения которых могут наступить нежелательные последствия — как для него, так и для страны.

Но к чёрту метафоры.

Сегодня поговорим о злых шутках в прямом смысле.

Есть такой сайт «EU vs Disinfo» — это ресурс Оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force), который призван бороться с российской волной дезинформации.

Ещё в марте 2017 года на их сайте появляется новость под заголовком «Не повод для смеха».

Позволю себе немного процитировать:

«КВН — самая, пожалуй, популярная развлекательная передача в истории советского и постсоветского телевидения. В середине марта расположенный в Риге Центр стратегических коммуникации НАТО опубликовал аналитический отчёт, который содержал размышления о шоу и его роли в формировании общественного мнения в России. По мнению авторов исследования, «юмор используется как инструмент стратегическо-политической коммуникации»; также в исследовании отмечается, что дискредитация европейских политических лидеров является одной из основных идей. Как и следовало ожидать, ответной реакцией прокремлёвских СМИ стало высмеивание исследования. Разве развлекательное шоу не является тем, чем оно и называется — развлечением?

Среди тех, кто иронизировал по поводу исследования, был представитель российского телеканала «Первый канал», который сказал: «Читали. Смеялись». Это мнение было подхвачено официальным представителем Министерства иностранных дел, которая написала на своей странице в Facebook, что не удивится, «если в глубинах этой аналитики Галустян и Ревва названы информационно-стратегическими подрывниками». Многочисленные прокремлёвские СМИ высказались в аналогичном ключе, опубликовав материалы под такими заголовками, как, например, «НАТО признало КВН тайным оружием Кремля» («Комсомольская правда») или «Игроки КВН назвали доклад НАТО «полным бредом» и «детским садом» («НТВ»). Английская служба агентства Sputnik также поддалась общему веселью и опубликовала статью с заголовком «Российские юмористы смеялись до слёз, узнав, что НАТО считает их орудием Кремля».

Российские юмористы могут сколько угодно смеяться до слёз, уверяя свою публику в своей чистоте и непредвзятости, однако мы же понимаем, что в условиях гибридной войны юмор — это тоже оружие.

Аналитический отчёт НАТО посвящён трём элементам:

  • сущность и влияние российских вечерних развлекательных шоу;
  • изучение КВН как уникального советско-российского явления;
  • украинский опыт противодействия российской агрессии с использованием юмора.

Планета КВН

КВН действительно уникальное явление. Подавляющее большинство юмористов постсоветского пространства вышли именно из этой плавильни. Соответственно, ценности КВН распространяются и на новые проекты, которые весьма успешно сосуществуют с путинским режимом и обслуживают российскую пропагандистскую машину.

Что же такое КВН?

Россияне называют его самым успешным телевизионным проектом. Советский период я не хотел бы обсуждать, так как не застал его. Из тех источников, которые я встречал, советский КВН и российский КВН — это всё равно разные вещи. Просуществовав в Совке с 1961 по 1972 год, КВН был закрыт из-за цензуры. Во времена перестройки КВН опять вернулся. И этот монстр живёт до сих пор, как и его патриарх/цыганский барон/дон Масляков.

"

"

Рыночная экономика позволила дону Маслякову создать целую империю юмора.

В 1990 году Александр Масляков основал Телевизионное творческое объединение «АМиК» («Александр Масляков и компания»), которое стало заниматься непосредственным производством передачи. Права на сам бренд, конечно же принадлежат «АМиК».

Вдумайтесь, в 2002 году КВН «переехал» в Центральный Академический театр Российской армии, где по сей день проводятся игры Высшей лиги. Символично — армия «юмора».

В 2013 году при содействии властей открылся целый «Дом КВН» — ММЦ «Планета КВН», в котором сегодня проходят съёмки телевизионной Премьер-лиги, игры Лиги Москвы и Подмосковья, а также другие спецпроекты КВН.

С июня 2016 года функционирует свой канал «КВН ТВ».

Вот тут скомканно описано состояние дона.

И в этом не было бы ничего страшного — ведь телевизионный развлекательный бизнес может приносить прибыль. Страшно другое.

Российское телевидение — это особый мир, где любой контент обслуживает интересы авторитарного режима. Российско-советские специалисты по пропаганде хорошо понимают значение юмора, и КВН не стал исключением.

Как российские императоры ходили в оперу, так новый российский царь стал ходить на игры КВН.

1999 год. Премьер Путин на финале КВН — совсем скоро Ельцин скажет своё «я устал».

2004 год. Хутин на первой 1/8.

2011 год. Хутин на 50-летнем юбилее КВН

Источник - Wikipedia

В 2013 году открывает дом КВН. В 2016 году посещает очередной день рождения КВН — 55 лет (в эфире много шуток про США). Ну и последний визит (молимся, надеемся, ждём) — в марте 2018-го перед выборами Путина (в эфире много шуток про великого Путина).

В принципе, КВН стал одним из столпов путинского режима.

Наградной список дона Маслякова поражает.

О сращивании с властью:

- Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году (да-да, это ещё Ельцин).

- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 ноября 2006 года), Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (12 ноября 2011 года), Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (24 ноября 2016 года) — все за выдающийся вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность.

Чтобы поржать: Народный артист Чеченской Республики (18 января 2017 года) — за существенный вклад в развитие эстрадного творчества и культурных связей между народами, деятельность, получившую широкую известность.

Чтобы понять, что отчёт НАТО не вызывает смеха: Медаль «За укрепление боевого содружества» (Министерство обороны России) (25 января 2017 года) — за большой личный вклад в укрепление боевого содружества и содействие в решении задач, возложенных на Вооружённые силы Российской Федерации.

Или посмотрите на эту новость с припиской редакции «В Калининграде Путину показали репатриантов из КВН и мощь Военно-морского флота».

 

Когда песенный фестиваль КВН переехал из Юрмалы в Калининград, под него специально ускорили попил бюджета стройку новой арены. Далее цитаты из источника:

«Чтобы достойно принять фестиваль, совершили невероятное: закончили калининградскую «стройку века» — театр эстрады «Янтарь-Холл». Врио губернатора записал это себе в актив: обещал — выполнил, «сдержал слово». Некоторые конструкции, правда, держались не так крепко, как слово губернатора, — на стеклянные бортики в холле второго этажа опираться было рискованно. «Хотели начать со смешной шутки, но зал всё-таки достроили», — юморили кавээнщики на сцене фестиваля. КиВиН уже завершился, но для встречи с президентом осталось несколько «веселых и находчивых.

Александр Масляков, Владимир Путин и губернатор Николай Цуканов в театре эстрады «Янтарь-Холл» в Светлогорске. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

«Специально для президента в видеозаписи показали номер под музыку из кинофильма «Бриллиантовая рука». «Весь покрыт заботами, абсолютно весь, Человек порядочный в этом мире есть, — пели кавээнщики с портретом Путина в руках. — Создают проблемы ему с ночи до зари Вроде не из Африки, но люди-дикари». На последних словах поднимались портреты президента США Барака Обамы, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. «Хулиганы!» — пожурил их Путин и шутке не улыбнулся».

Вот, собственно, краткая история сращивания с властью. Достигнут удивительный по своей привлекательности консенсус – на КВН действует цензура, передача не должна оспаривать верховенство власти Путина (поэтому во время его последнего визита его показали в эфире аж 37 раз, смеяться надо только над тем, что разрешено, во власти есть специальные персонажи под такие вещи (Медведев, Жириновский), нужно всячески высмеивать врагов и формировать нужные нарративы, а взамен — делай, что хочешь, и чувствуй себя очень хорошо.

За время правления Маслякова от КВН отпочковалась целая плеяда новых юмористов — Галустяны, Мартиросяны, Слепаковы, Харламовы и всякие другие пельмени.

Они создают свои проекты и получают прайм-таймы на топовых каналах — начиная от Первого, ТНТ, СТС и пр. И тоже действуют в строго оговоренных с властью рамках.

Для чего?

  • Юмор помогает уменьшить как внутреннее, так и внешнее напряжение в обществе.
  • Юмор может быть креативным. В процессе общения с целевой аудиторией последняя воссоздаёт и добавляет новые интерпретации и может вкладывать новые значения для содержания юмористического месседжа. Соответственно получается такая паутина нарративов, которая вам как пропагандистам и нужна.
  • Успешно построенные и переданные юмористические примеры обеспечивают членов вашей целевой аудитории положительной социальной идентичностью.

Соответственно, в Российской Федерации вечерние юмористические шоу и КВН предназначены для утверждения верховенства власти и повышения доверия к ней, делегитимизации власти оппонентов (как внутренних, так и внешних) путём высмеивания и оболванивания, а также сплочения нации вокруг конкретных ценностей.

Цитируя отчёт НАТО, воздействие юмористических посланий зависит от ментальных моделей, разделяемых аудиторией и авторами этих месседжей.

Ментальные модели российского авторитарного юмора содержат несколько стереотипных образов:

а) образ «отца государства» (представлен В. Путиным);

б) виктимизация внутренней группы (то есть Россия страдает от рук западного мира, но встаёт с колен);

в) чёткое разделение между внутренней группой и внешней группой (то есть Россией и её врагами);

г) внешняя группа имеет специфическую иерархическую структуру: США в её центре, а на краю восточноевропейские или другие постсоветские страны (например, Грузия) как незначительные и маргинальные игроки;

д) Россия как место, обеспечивающее истинную версию демократии и правильных ценностей (то есть консервативная, сексистская и этническая система, поддерживающая различные гендерные и этнически предвзятые стереотипы).

Ну и самое страшное, что юмор — это удивительный механизм манипуляции массовым мнением. Смех и шутка не требует доказывания, границы между правдой и ложью размыты на все сто процентов. Поэтому РФ использует такие технологии:

а) упрощение контента для разделения аудитории на внутреннюю (целевую) и внешнюю (вражескую);

б) упрощение контента для привлечения аудитории и, следовательно, большей манипуляции в последующем;

c) упрощение, делающее контент структурно соответствующим существующим ментальным моделям целевой аудитории;

d) структурное манипулирование содержимым сообщения: несколько важных аспектов к политическому содержанию сообщения подчёркиваются, тогда как другие аспекты, которые не имеют отношения, устраняются; в шутках содержание эмоционально изменено и имеет положительную валентность, что, в свою очередь, делает их хорошими методом для вирусности и социальной заразности.

Украинский гомункул КВН

Вот вы читали все вышеизложенные пункты и ничего не напомнило? Нет?

Мне — да. Я чётко вижу здесь Квартал. Только с некоторыми оговорками.

Начнём по порядку. Посмотрите это видео. Если нет сил полностью — с 6-й минуты. 2002 год, Москва, КВН криворожская команда. Там вы, к слову, услышите знакомую фразу о том, что «с Россией у нас общая только граница». Но какая советская вакханалия пошла дальше… Нам к этому начинать готовиться?

Короче, цивилизационно «95-й квартал» — это дремучий русский мир плюс малороссийское хохлячество, готовое ржать над собой ущербным в метрополии. И не надо говорить, что с 2002 года всё поменялось. Вспомните, что Петру Порошенко до последнего закидывают «создание Партии регионов», а это было даже раньше 2002 года.

Так вот. Команда КВН «95-й квартал» просуществовала на Планете КВН с 1997 по 2003 год. Талантливые продавцы (но не юмористы) начинают свободное плавание, чего, кстати, Масляков не любит, и поэтому между Зеленским и Масляковым вспыхивает ссора. Но времени для того чтобы перенять ценности более чем достаточно. Более того, они успели застать путинский КВН и понять правила игры.

А дальше вы знаете — своя Квартальная империя. Они стали настолько успешными, что зашли даже на рынок Маслякова. Со своими фильмами, которые все, кроме двух, — это совместный российско-украинский продукт.

Квартальный продукт целенаправленно производится с учётом всех необходимых условий: максимальная приближенность к ментальным моделям постсоветского человека, русский язык, разделение аудиторий и формирование нарративов.

Причём для студии украинская демократия стала невероятным подарком — можно шутить о политиках во всё горло. Плюсик к рейтингу — ведь политизированный охлос любит поржать.

Ну и правила Маслякова ребята тоже помнят. На канале Хорошковского при Януковиче о бате либо ничего, либо максимально корректно. Зато при Порошенко можно развернуть брандспойт. А тут ещё и бабушка из Швейцарии деньжат подбрасывает. Ведь за это никто не накажет. Можно манипулировать. Ни один условный Гнап или Лещенко, никакой Фейсбук не сделали больше для утверждения в головах у людей нарративов о миллиарде Яценюка, Липецкой фабрике, барыге и Роттердам+, чем продукция Квартала.

И в итоге шутки на самом рейтинговом канале сделали своё дело. Маємо те, що маємо.

Мы все стали заложниками технологий, которые разрабатываются десятилетиями. Причём старых советских технологий, усовершенствованных российскими гэбистами. И поэтому запомните: юмор — это тоже оружие. И очень важно понимать, в чьих руках он находится, и какие ценности «держатель юмора» исповедует.

Но время горе-юмористов пройдёт.

Правда, за ними придут бьюти-блогеры. Даёшь Ким Кардашьян в шальные императрицы!

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.