«Чернобыль» НВО попал в нерв Кремля
Примечание редакции. На войне, как известно, все средства хороши. О том, как американско-британский сериал стал мощным оружием в информационной войне против Кремля — в материале исследователя Digital Forensic Research Lab Это Бузиашвили для издания Medium.
Как — и — почему кремлёвские медиа восстали против HBO и его подачи советской ядерной катастрофы 1986 года.
Мини-сериал «Чернобыль» от НВО начинается вопросом «Какова цена лжи?». Лента описывает трагические события 1986 года, катастрофу на Чернобыльской АЭС и попытки советского руководства скрыть трагедию. Взрыв в украинской Припяти унёс жизни не менее чем 31 человека и ранил много больше. Жертвы, подвергшиеся радиационному заражению, страдали ещё много лет, а само событие стало одной из худших катастроф, устроенных человеком.
Уже вскоре после выхода сериал «Чернобыль» (на момент написания этих строк ставший самым рейтинговым сериалом в истории IMDB) быстро стал целью прокремлёвских медиа, которые сомневались в исторической точности произведения, придирались к мелким деталям и рассказывали, что это американская пропаганда, направленная на подрыв имиджа СССР. Создатели телешоу признавали, что они использовали определённые художественные приёмы. Они даже документировали их в сопутствующем подкасте. Но при этом они основали историю на многочисленных реальных свидетельствах, включая данные из первых рук. Сам факт того, что российские государственные медиа пытаются очернить даже самые исторически достоверные свидетельства о Чернобыльской аварии, показывает, что Кремль до сих пор отождествляет себя с триумфами и поражениями советского режима, и сохраняет одну из ключевых его уязвимостей: попытки диктовать трактовку истории.
Кремлёвские медиа восстали против телесериала
28 мая 2019 года российский телеканал «Россия 24» посвятил целый выпуск критике «Чернобыля».
Стас Натанзон, ведущий телеканала, обвинил продюсеров «Чернобыля» в ряде исторических неточностей. Среди жалоб: застеклённые балконы на некоторых зданиях (в 1980-х такого не было); самоубийство одного из главных героев — Валерия Легасова — произошло не вечером, а в полдень; а КГБ не давило на академиков и учёных, чтобы те молчали о катастрофе.
Особенно Натанзону не понравилась сцена, в которой советские чиновники решают скрыть взрыв на АЭС от широкой общественности и не дать жителям Припяти покинуть город. По словам Натанзона, западное общество ассоциирует СССР лишь с массовыми расстрелами, ГУЛАГом и репрессиями, так что НВО просто не могло подумать, что советское руководство ввело в Припяти карантин из заботы о собственном населении. После «вскрытия» ещё нескольких «исторических ошибок» сериала, Натанзон заклеймил «Чернобыль» смесью правды и лжи. Вышло иронично, если учесть, что размывать грань между реальностью и вымыслом — тактика кремлёвских медиа в работе с собственной аудиторией.
Но не одна лишь «Россия 24» критиковала сериал. «Медуза» (расположенное в Латвии русскоязычное веб-издание) собрала ряд критических публикаций из прокремлёвских медиа. Среди заголовков — «Стена лжи: мини-сериал ʺЧернобыльʺ — идеальное орудие пропаганды», «ʺЧернобыльʺ — сериал о спасении шкуры, но не души» и «Сериал ʺЧернобыльʺ — подарок конкурентам ʺРосатомаʺ?»
На момент написания этого материала «Чернобыль» был ещё и самым популярным сериалом на «Кинопоиске», российской версии IMDB, с рейтингом 9,1 из 10. Однако сайт почему-то не включил его в свой топ-20 сериалов.
Альтернативный «Чернобыль», альтернативные факты
Российский государственный телеканал НТВ недавно объявил о своих планах выпустить собственный телесериал, посвящённый чернобыльской трагедии — мол, он уже был в пост-продакшене на момент выпуска телешоу от НВО. И он будет сильно отличаться от зарубежного аналога — и от исторического консенсуса относительно тех событий — предполагая, что катастрофу подстроил агент ЦРУ, невзирая на отчаянные попытки агентов КГБ ему противостоять. Режиссёр сериала от НТВ Алексей Мурадов заявил, что новый сериал покажет, «как было на самом деле», говоря о теории о проникновении американцев на Чернобыльскую АЭС. Сообщают, что Министерство культуры РФ выделило на этот сериал 30 миллионов рублей (460 000 долларов).
После выхода сериала НВО, Коммунистическая партия Российской Федерации призвала запретить сериал на территории РФ за «идеологические манипуляции» и «демонизацию СССР», а также грозила подать в суд на его авторов. Для Кремля цензура на фильмы или телешоу — обычная практика. К примеру, в 2018 году Министерство культуры РФ запретило политическую сатиру «Смерть Сталина» как «часть западного заговора по дестабилизации ситуации в стране».
Распространение конспирологии
Чтобы отследить распространение российской теории заговора о вовлечении ЦРУ в Чернобыльскую катастрофу, DFRLab проверила количество упоминания слов «Чернобыль» и «ЦРУ» в сочетании друг с другом на русскоязычных онлайн-платформах, используя аналитический инструмент Sysomos. С 6 мая по 14 июня 2019 года — период, совпадающий с выходом сериала, Sysomos зафиксировал 1 470 совместных упоминаний на всех платформах.
Упоминания нарастали 4 июня и достигли пика 5 июня — в день выхода последнего эпизода сериала.
Среди упоминаний, отмеченных Sysomos как поступающие не из РФ, 14% — из Украины, 7,4% — из Беларуси и 5,4% — из США.
Географическое распространение слова «Чернобыль» в комбинации с «ЦРУ» в течение месяца. Отметим, что местоположение пользователя замерялось, исходя из их собственных данных, указанных в профиле Twitter (Источник: @EtoBuziashvili/DFRLab via Sysomos).
Анализ упоминания ключевого слова «Чернобыль» с использованием инструмента BuzzSumo между 16 мая и 15 июня 2019 года показал, что наибольшую популярность на Facebook приобрёл материал на русскоязычной версии американской развлекательной платформы MaximOnline. Материал, получивший почти 17 800 распространений, упоминает некую англичанку, разозлённую тем, что в «Чернобыле» не было ни одного чернокожего актёра. А материал с третьим показателей вовлечения — около 11 300 — был распространён с Svoboda.org и описывал попытку КПРФ запретить сериал на территории России.
Как и в случае Sysomos, анализ BuzzSumo продемонстрировал, что 7 июня — через два дня после показа финального эпизода «Чернобыля» — сериал активнее всего обсуждали в русскоязычных статьях.
Анализ Sysomos показал, что упоминание «Чернобыль» и «ЦРУ» возрастало как раз во время демонстрации сериала, а анализ BuzzSumo — среднее распространение «Чернобыля» по онлайн-платформам. При этом наиболее популярные материалы продвигали два разных нарратива: участие оперативника ЦРУ в провокации Чернобыльской катастрофы и отсутствие в сериале чернокожих актёров как предполагаемая расовая дискриминация в исполнении НВО.
Почему «Чернобыль» так разъярил Кремль? Во многом руководство СССР и нынешние обитатели Кремля схожи. И исходя из этих параллелей, последние расценивают любые попытки рассмотрения ошибок первых как атаку на собственный идеологический фундамент.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.