Дух 69 года
Примечание редактора. Фрагмент про футбольных фанатов — самая мякотка. Всем рекомендую к ознакомлению, особенно начинающим скинхедам.
Дисклеймер: статья пропитана высокой степенью обожания ска-панка и рубашек Fred Perry.
Скины как пласт культуры
Предновогоднее, построжденственское время идеально подходит для того, чтобы разрушать устоявшиеся стереотипы, навязанные масскультурой. Сегодня, мои немногочисленные читатели ололокультурной рубрики, мы поговорим о скинхедах. Так как именно эта субкультура, на мой непрофессиональный взгляд, максимально неизвестна в том виде, в котором она существовала изначально.
Стереотип восприятия скинхедов как зигующих упоротышей основан на локальной, постсоветской реальности, подкреплённой несколькими фильмами типа классических «Romper Stomper», «Американская история Х», «Абсолютная власть», где показана наиболее маргинальная часть скиновской субкультуры, её вайт-пауэр ответвление.
На самом деле субкультура скинов достаточно разнообразна, далеко не всегда зациклена на политике, имеет ямайские корни и является одной из самых долгоживущих субкультур. Своего рода субкультура-долгожитель.
Началось все в благословенные шестидесятые, когда культура модов разрослась настолько, что от неё отпочковались хард-моды, заявив, что остальные моды окончательно снаркоманились и превратились в гибрид павлина и мотороллера, утратив смыслы и попутав берега. Касаемо смыслов — скины, плоть от плоти рабочего класса с городских окраин, на заре своего появления в Британии проповедовали одну простую идею: «Я рабочий человек, горжусь этим, и ничуть не хуже буржуазии или аристократии, а если ты не согласен, то беги, faggot».
Читайте также:
- Константин Качалов. Самая европейская субкультура
Именно из этого несложного постулата вытекает всё остальное — поведенческие нормы, внешний вид, моральные ценности, даже музыкальные предпочтения.
Начало
В скин-культуре было несколько волн. Первая волна, те самые хард-моды, появились в конце 1960-х годов, вторая волна возникла в середине 1970-х — начале 1980-х годов, на данный момент эта субкультура представляет собой достаточно большое количество направлений — от упорото-политизированных до аполитичных модников.
Первыми скинхедами были молодые выходцы из рабочего класса с окраин Лондона, которых достало такое положение вещей, когда рабочий должен быть скромным послушных трудягой, знающим свое место. Эти люди гордились своим происхождением, подчёркивали его. Насколько скинам были неприятны британские традиционалисты со своей чопорностью, в той же мере и эстествующие хиппи-пацифисты считались абсолютно бесполезными существами, что недалеко от правды, как по мне.
Однако была субкультура, которая достаточно сильно повлияла на генезис скинхедов, помимо модов. Это были ямайские руд-бои. Надо сказать, что ямайцы наиболее органично вписались в белое послевоенное общество Британии. Минимум этнических конфликтов и максимум культурной интервенции.
Руд-боями называли участников ямайских уличных группировок, которые возникли как реакция на агрессивную среду, в которую попали молодые иммигранты. Схожесть идеологий в части «уважай меня», похожее классовое положение (ямайцы неохотно занимались торговлей и в основной своей массе не стремились стать буржуа, предпочитая простую работу) — всё это способствовало тому, что тусовка руд-боев в определенный момент фактически смешалась с хард-модами.
Именно у руд-боев ранние скины взяли моду на бритые или коротко остриженные головы, цветные подтяжки, а также увлечение музыкой ска, регги, рокстедди и афроамериканским соулом.
Вторая волна
Вторая волна скинов началась в восьмидесятых. Как ни странно, многие из второй волны скин-культуры были бывшими панками. На эту тему есть несколько статей исследователей субкультур. Одни придерживаются предположения, что часть людей, примкнувших к панкам, не приняли культ полного анархизма и наркотической контркультуры. А скинхеды якобы были не менее свободны в выражении своих идей, но менее маргинальны. Признаю, это звучит вполне логично в свете того, что мод-культура к тому времени уже стала мейнстримом.
Другие считают, что массовый наплыв панков в скин-культуру стал реакцией на тотальную коммерциализацию панка. Однако, как бы то ни было, в восьмидесятых годах скин-культура и панк-культра были близки как никогда. И если первая волна скинов фанатела по регги, ска и прочей чёрной музыке, то бывшие панки продолжали слушать панк-музыку. Эта «свежая кровь» в олдовой субкультуре скинхедов привела к появлению таких музыкальных стилей как ска-панк, Оi!, стрит-панк, хардкор-панк. Да и внешний вид современных хардкорщиков и панков достаточно много взял из скин-культуры.
Читайте также:
- Константин Качалов. Хипстеры: какими были белые негры Америки
С самого начала своего существования скины выбирали практичные стили одежды, которые подходили бы их стилю жизни и условиям как работы, так и отдыха: рабочие или армейские ботинки, прямые джинсы, рубашки на пуговицах и подтяжки. Со временем особым шиком стало носить дорогие марки — рубашки Fred Perry, ботинки Dr.Martens и так далее.
Одним из концептов в одежде ещё со времен модов было «я ношу то, на что могу заработать», а как ни крути, рабочая молодёжь не могла себе позволить часто покупать брендовые вещи. Поэтому выбирались марки не только стильной, но и очень качественной одежды, которые можно было носить долгое время. Стильная, практичная одежда и обувь скинов, в которой можно было пойти на работу, а потом хоть на танцы, хоть на разборки — именно здесь берут начало бесчисленное количество фирм, которые выпускают одежду в стиле «casual» и по сей день.
ЗОЖ? Нет, конечно
Ещё один штамп масскультуры в отношении скинхедов: скины — это поголовно качки-зожники, которые не приемлют не то что наркотики, но и к алкоголю относятся настороженно. Если вы помните, то предшественники скинов моды особое внимание уделяли амфетаминовому времяпрепровождению, равно как и руд-бои не мыслили себя без марихуаны.
Абсолютно толерантное отношение к лёгким наркотикам было присуще как скинхедам первой волны, так и последующих. Интересный факт: массовая миграция панков в скины в восьмидесятые не привела к большой популярности среди скинхедов тяжёлых наркотиков типа героина, но и не уменьшила употребление MJ, например. Тема о зожниках-скинхедах возникла гораздо позднее, когда многие скины ударились головой об политику.
В середине — в конце восьмидесятых скин-движение политизируется по максимуму. Начинается дробление на вайт-пауэр, раков, антифа, шарпеев и так далее и тому подобный скам. Все со всеми враждуют, все друг друга ненавидят. Но не всё так плохо, достаточная доля скинхедов всё ещё остаются аполитичными, придерживаясь идеалов времени зарождения движения.
Символом олдовой, традиционной скин-культуры стала фраза «Spirit of '69», впервые использованная участниками шотландской скин-группировки Glasgow Spy Kids ещё в восьмидесятых годах. И до сих пор эта фраза значит очень многое для многих из тех, кто бреет голову, носит тяжёлые ботинки и считает, что его образ жизни достоин уважения. Однако мы живём в мире, где правит бал её величество масскультура, а стереотипы создаются вместе с культовыми фильмами.
Если левак-режиссер, который в нежные годы отхватил люлей от скинов, снимает фильм о том, какие они все негодяи и должны покаяться, и этот фильм становится кассовым, то так тому и быть — «азаза скинхед фуфуфу нетолерантно абыр абыр ставим этикетки пыщь пыщь». И никакого другого мнения на этом информационном поле быть не может: потому что пошел в жопу, вот почему. Хотя, именно благодаря скинхедам в масскультуре возник архетип молодого человека, который готов отстаивать уважение к своему образу жизни любыми способами, активно использующийся в любой мало-мальски социальном фильме или книге.
Как вы уже могли заметить, субкультура скинхедов принесла очень многое в наш привычный мир, окружающий нас каждый день. Как минимум это удобная кэжуал одежда, современная музыка, в которой ска- и реггей-элементы не использует только самый ленивый. Всё это стало известным во всем мире именно благодаря распространённости скин-культуры.
Как вы могли заметить, в статье практически нет ни слова о субкультуре европейских футбольных фанатов, которая во многом пересекается с субкультурой скинов. Но это настолько изъезженная тема, что при желании вы найдёте с сотню аналитических и культурологических статей, написанных с большим мастерством, чем эта. Мне было более интересно раскрыть те стороны скин-культуры, которые обычно обходят стороной, чтобы не порвать шаблон, нарисованный масскультурой. Надеюсь, это у меня получилось.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.