Самая европейская субкультура
1950-е–1960-е годы — это просто кладезь для тех, у кого есть желание покопаться в самого разного рода сортах фриков, маргиналов и прочих интересных явлений.
В прошлой статье я немного ковырнул тедсов и худсов, а на сегодня припас самую самобытную, самую европейскую субкультуру тех бурных времён, а именно — британскую культуру «модов».
Моды в мире мод
Мои немногочисленные читатели околокультурной рубрики, на мой сугубо личный взгляд, эта субкультура незаслуженно задвинута на задворки информационного поля. Потому постараемся исправить это положение вещей хотя бы на страницах «Петра и Мазепы».
Наглухо сдвинутая на четырёх вещах: музыке, одежде, скутерах и амфетамине, — эта субкультура появилась среди небольшой группы стильных лондонских молодых людей в конце 1950-х, которых назвали модернистами, потому что они слушали modern jazz.
А ещё эти ребята любили устраивать бурные ночные танцы в клубах, обкушавшись амфетамина, который, кстати говоря, был абсолютно легален в Британии того времени. Есть мнение, что сам термин «моды» появился в качестве противопоставления «традам», последователям «традиций»: традиционного джаза, традиционной одежды, традиционного стиля поведения. Звучит логично хотя бы потому, что внешний вид модов назвать традиционным просто язык не поворачивается.
-
Читайте также: Дорогая редакция. «Роттердам+» — казнить нельзя помиловать
В отличии от тедсов, с их вычурными причёсками и кричащими костюмами, моды предпочитали аккуратные укладки, галстуки-шнурки, узкие брюки и рубашки с узкими воротничками. Из обуви — лоферы или челси. Британская классика, скажете вы. Безусловно, да. Но это сейчас, а тогда, более чем полвека назад, такая одежда была абсолютно «неклассической». Кстати, внешний вид ранних битлов был чуть более чем полностью заимствован у модов.
Хотя, если уж быть точным, ранние The Beatles одевались как умеренные моды. Более радикальная часть этой неоднородной культуры предпочитала отбеленные джинсы с красными подтяжками, красные же тяжёлые ботинки на толстой подошве со стальными носами (привет, Dr. Martens! здравствуй, Grinders!), стильные итальянские пиджаки, часто из цветного мохера, а также очки в тяжёлой голубой или какой другой яркой оправе. Обычным делом было, когда в клуб вламывалась толпа модов под амфетамином, врубался фрикбоп или ритм-н-блюз и устраивались ночные танцы. У несогласных было два выхода — или ретироваться сразу, или ретироваться после знакомства с ботинками модов.
Не тедсы, вовсе нет
В отличие от изначально криминализированных тедсов, агрессивность модов была своего рода защитным механизмом в традиционном обществе, переросшим в поведенческий стереотип. Так или иначе, моды постоянно враждовали с представителями других субкультур. Наиболее известно противостояние между модами и рокерами. Банды рокеров на мотоциклах и банды модов на скутерах оставались непримиримыми врагами всё время активного сосуществования этих субкультур.
Скутеры модов, вернее, их внешний вид, были прямым продолжением и неотъемлемой частью внешнего вида самих модов. Начищенные «Веспы» и «Ламбретты», увешанные зеркалами, покрашенные яркой краской, были таким же обязательным атрибутом модов, как и пакетик амфетамина в кармане.
На мой взгляд, именно благодаря модам, в музыкальном мире появилось огромное количество европейских групп, играющих ритм-н-блюз не в изначальном, американском стиле, а в своём собственном, пропуская изначальный посыл через призму европейского восприятия. В этом направлении, безусловно, на первом месте будет The Who — группа, вышедшая непосредственно из мод-движения и достигшая мировой известности. Помимо этой великой группы, с мод-культурой ассоциируются такие команды, как Georgie Fame, Small Faces, Kinks.
Другие статьи автора:
В принципе, на примере The Who можно сформулировать один из концептов существования мод-культуры. Взяв за источник продукты иностранных культур, преобразовать их в чисто британское явление.
Дичайший микс из итальянской моды, американской чёрной музыки, посредством английской молодёжи из рабочих кварталов на выходе преобразовался в то, что сейчас, спустя более чем полвека, многие называют «классическим английским стилем» в музыке или одежде. Эта неоднородная, противоречивая культура, стала субстратом для огромного количества направлений развития субкультур будущего, впитывая, перерабатывая и выдавая в результате что-то невообразимое, но уже европейское, привычное.
Фактор Ямайки
Этот постулат отлично иллюстрируется историей с ямайцами и ска-музыке в Англии. В определенный период времени, в поисках лучшей доли, в Англии стали появляться переселенцы из ямайки, которые принесли с собой ска-музыку.
Модам нравилась ска-музыка, но не нравились чёрные ямайцы, ставшие конкурентами в поисках работы для белых англичан. Зафиксировано много случаев, когда моды принимали участие в массовых избиениях в ямайских кварталах. Что абсолютно не помешало ска-музыке стать популярной во многом, благодаря всё тем же модам. Из радикальной мод-тусовки немного позднее вышли не только основатели скин-культуры, но и первые музыканты, игравшие ска-музыку на свой, европейский манер.
Мод-культура, начавшаяся с того, что модники в итальянских приталенных костюмах после работы собирались по круглосуточным кофейням, чтобы обсудить бибоп, закинувшись аптечным амфетамином, чтобы не уснуть, достаточно быстро переродилась в бушующий океан с погромами, дикими танцами в клубах, своей музыкальной культурой, своими модными идолами, такими как Твигги, например.
Эта неоднородная, кипящая субстанция, постоянно конфликтующая сразу во всех направлениях — с последователями традиционных английских ценностей и уклада жизни, рокерами, полицией, цветными переселенцами; и в то же время увлекающаяся психоделикой, европейской поэзией, не могла долго существовать в таком состоянии, разрываемая на части внутренними противоречиями.
Читайте также:
- Константин Качалов. Музыка вне политики?
- Макс Гадюкин. Футбол вне политики?
Как это часто ещё будет происходить с другими субкультурами, со временем моды разделились. Часть представителей мод-культуры, более радикальная, стала называть себя хард-модами.
Считая всех остальных модов «павлинами», не заслуживающими внимания, эти ребята оставили в прошлом приталенные костюмы, мохеровые жакеты и тяжёлые очки в цветной оправе. Хард-моды, в основной своей части выходцы из депрессивных районов, носили тяжёлые ботинки, подкатанные джинсы, подтяжки и рубашки с закатанными рукавами. Добавьте сюда очень короткую стрижку или бритый череп — и перед вами скинхед.
Однако, вопреки устоявшимся стереотипам, первые скины не были увлечены идеей превосходства арийской нации. Это была совсем другая история, достойная отдельной статьи.
Грубо говоря, зародившись как контркультура, моды со временем стали самым настоящим мейнстримом. Что, собственно, их и погубило. Хотя «погубило» — это очень громко сказано. Они растворились в мейнстриме, став благодатным субстратом для последующих поколений.
В отличие от тедсов, бриолинщиков или байкеров, моды были более разносторонним движением. Более интересным для своих современников, и неоднократные попытки возрождения мод-стиля — тому подтверждение. Культура, давшая миру протоскинов, протопанков, протохиппи — вот что такое мод-культура. Что бы о ней не говорили.
У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.