Перейти к основному содержанию

Контент как оружие. Как Украина может победить РФ в культурной войне

Контент как пуля, индустрия — патрон. Гадюкин напоминает, что в современной украинской культуре есть хорошие, но беззубые представители и нишевые СМИ.

Информационная война между Украиной и РФ началась задолго до того, как «зелёные человечки» вторглись в Крым, а пророссийские террористы развязали затяжное кровопролитие на Донбассе.

Культура также несёт в себе важные нарративы, которые усваиваются гораздо лучше, чем новостные выпуски. Например, многие зрители до сих пор упорно считают Нью-Йорк городом ржавых пожарных лестниц и мусорных баков, хотя на самом деле настолько нуарных переулков там мало, а во все мало-мальски стоящие фильмы попадает всего один. Передаю привет образному мышлению, которое легко поддаётся напору.

Рубрики культурного ПиМа у нас пока что вроде нет, но сегодня всё равно хочется поговорить о наболевшем.

Наши боятся узнаваемости

Что, страшно? А заменить это издевательство над глазами и ушами никто не спешил. Причём годами.

Совсем недавно ведь было. Везде бездарные российские фильмы, Расторгуев с ушатанным бэк-вокалом, копия всего этого на украинской сцене. Национальной идентичности у нас наблюдалось мало, а образовавшийся вакуум заполняли посылки из Залесья. Это вы и сами прекрасно знаете. Политика телеканалов давила на триггерное мышление жителей Украины, никто особо не возражал.

Всё очень просто: в такой ситуации ты либо проигрываешь по правилам, либо играешь по своим. Тем более, что соотношение сил не только бесило, но и активно вредило. Тот самый украинский Comedy Club казался перспективным проектом, но не выдержал испытания временем. А вот российский аналог с такой же убогой подачей и намного худшим юмором спокойно крутился по топовым украинским каналам. Это уже не сравнение, а пример настоящего вреда. Как аудитории, так и успешности продукта. И зачем, спрашивается, вообще создавать и продвигать свой контент, если целевая аудитория даже не заметит его потери? Но и сопротивления не было, участники проекта разбежались. И прокачивали уже себя как отдельные бренды.

В случае с подбором продукта большую роль играла его цена. Например, кино. У нас его почти не снимали, россияне же заваливали рынок тоннами вторичного материала. Здесь мы выступили в качестве культурной колонии и открыли варежку вместо активной борьбы.

Не было того, что можно смело предложить. Так что это не «Слуга Народа» так круто получился: просто других ковбоев в городе не оказалось. А там, где нет конкуренции, обычно и получается невероятно плоский результат.

Другая проблема — в нашем застоявшемся болотце лягушки не умеют прыгать по кочкам, предпочитая ждать течения (которое не появится). То есть не реагируют на появление возможностей. Например, до сих пор вспоминаю день дебатов между Петром Порошенко и Владимиром Зеленским. И дело не в том, кто кому надрал задницу и кто опозорился, тыкая знак «виктория», пока сознательные граждане пели гимн. Дело в информационном сопровождении, рассчитанном на публику в ожидании схватки.

Точнее, о музыкальном сопровождении. Если помните, Порошенко представляли «Плач Єремії» і Kozak System, Зеленского — Виктор Павлик и Мачете.

Сначала подумал: нахрена здесь последний? Потом дошло, что не могу понять: кто бы на ту сцену вписался вместо него. Современные украинские музыканты не понимают, что это путь к узнаваемости; им лишь бы отстраниться от политики. Ребятам годами прививали идею, что единственный вариант с успешной концовкой — это основные медиа, а не риск ради прорыва.

Знаете, что это? Это alyona alyona, по словам СМИ, «хайпанула». На деле — умыла руки и сбежала от хорошего повода для дополнительных упоминаний среди публики. Её право: девушка вместо умения сыграть на контрасте паникует, когда её замечают на съезде команды Порошенко, пишет до боли предсказуемый трек про обиду на злой-нехороший мир и упускает возможность.

Зато Freel по-настоящему куражился над российским фейлом в Солсбери. Ну хоть кто-то умеет.


СучУкрКульт и нишевые медиа

Российскому культурному блицкригу противостоял невероятно ленивый украинский народ. Своих звёзд у нас было мало, а освещали их либо жёлтые издания, либо крупные СМИ в крайне ограниченном формате. Нет освещения — нет и толковой поддержки, так что без попадания в российское информационное поле жилось нашим светочам сложно.

Сейчас времена немного изменились, хотя тенденции не то чтобы порвались по шву. Что же, бум кинематографа есть, музыканты понемногу осваивают заграничные площадки. Но самое главное не это: в условном 2019 году наконец-то можно читать сводки украинской культуры. В свою очередь, этому помогло развитие рынка медиа. Точнее, появление нишевых ресурсов, работающих в строго заданном направлении.

Раз наши музыканты, актёры или другие творческие личности вообще не пытаются попадать в новостные хроники, индексацию в поисковиках им обеспечат именно эти ребята. Например, «Слух» с весёлыми текстами и видео. Или LiRoom, хотя я больше за первых.

Всё-таки такого ора, как от этого видео про корпоратив АТБ с ленивым тамадой, в украинских медиа ещё не было. Растут ребята.

Что с этим делать

Наверное, надеяться на СМИ. Но есть такая старая традиция: в поле зрения крупных ресурсов отечественные позитивные сдвиги попадают только после того, как их не заметит только слепой. Преданные сторонники гениальных музыкантов, ценители уникального режиссёрского стиля и фанаты талантливого художника на этом моменте радуются: вот теперь-то заживём. Нет, не заживём. Интерес испарится спустя пару минут, а место в эфире займёт привычная формула «вбила, з’їла, закопала». Например, наши телеканалы радовались за успешный тур группы GINGER в США, но не обращали на коллектив внимания, когда он собирал деньги на лечение ударнику. Нет уж, СМИ здесь не помогут.

Можно положиться на рынок развитых стран. Вот наш перспективный музыкант ка-а-ак подпишет контракт с Roadrunner Records, а режиссёр ка-а-ак выстрелит в Каннах, а школьный хор ка-а-ак добьётся мирового признания выступлением в Ватикане! А мы тут постоим, понаблюдаем. Но такой подход чреват обоюдным риском: если ты не нужен здесь, можешь не пригодиться и там; краткосрочный успех за границей очень быстро выгорает. Группа The Erised не даст соврать.

Слыхали о них? Играли себе в Великобритании, иногда ремиксы Enter Shikari со своим вокалом делали. Потом попытались сунуться от Украины на Евровидение, однако не получили поддержки. Позже посыпался состав и группа распалась. Зато Винник распадаться не спешит. Да, аудитория не бережёт по-настоящему крутых исполнителей, когда нужно всего лишь показать фидбэк.

К тому же, без хорошей конкуренции украинским творцам сложно достигать того уровня, на котором ими и заинтересуются где-то западнее Чопа.

Всё это время, пока народ не обращает внимания, потенциальный артист вкалывает за свой счёт. Государственной поддержки у него нет, потому соревнование с неизбежным протекает исключительно на морально-волевых качествах.

Ах да, ещё можно ждать действий от государства. Да, согласен! Можно и нужно контролировать государственную деятельность в данном направлении. Расслабиться на минутку — и за счёт бюджета снова начнут снимать «Сватов». Вот только у власти есть более приоритетные для выживания страны цели.

Куда важнее начинать с себя. Некоторые блогеры потратили пару минут на репост неплохого трека «Стасік — Ніж», и это уже больше пользы, чем от нытья на кухне.

Для музыкантов вообще ситуация не очень удобна. Раскрутиться без денег нельзя никак, все смотрят заветное и бессмысленное «Евровидение» и забывают тебя даже после успешного выступления. В стране нет рынка, так что заработать сложно. Хорошо, что «Антитіла» так много выступают по Украине, но их на всех не хватит.

С кино есть даже платный, но экономный вариант. Лично мне понравилась идея с покупкой билетов на украинские фильмы: на них можно спокойно не идти, но лишнюю копейку создателям (и себе плюсик в карму) зритель уже подогнал. Да, этого мало, но хоть что-то.

Пока в нашей стране не начнут интересоваться культурой, ей нет смысла здесь вообще появляться. А меня она интересует не только как самореализация талантливых людей, но и отдача со стороны ценителей. И деньги, конечно: бесплатно только птички поют. Надеюсь, хоть в стримингах кто-то наших исполнителей добавляет, это вполне бесплатно и улучшает их статистику.

Войну контента сложно выиграть без контента. Контент сложно создать без заинтересованной аудитории. Получается замкнутый круг. Надоело ходить на крутые концерты Stoned Jesus и потом слушать «ваще играть некому, все бездари»; а на одной ДахаБрахе далеко не уедешь, как бы эта группа ни старалась.

К слову, падение Газманова со сцены у нас обсуждалось больше. Забавные приоритеты.

Отдельно стоило бы упомянуть сериалы. Они эффективны и как продукт, и как идеологическое оружие; один даже выборы президента выиграл. Но тема слишком незнакома мне, потому этот пункт я аккуратно пропущу. Негативные примеры родом из РФ вы и так помните. Так что появление украинского самостоятельного продукта, пусть и не сразу уровня «Американских богов» — уже хороший признак.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.
''отсканируй
и помоги редакции
Загрузка...