Перейти к основному содержанию

Вестерн: винчестер на сияющих доспехах

Музыка – основа эстетики, но здесь не только она

Медиаполе планеты бурлит от движения #BLM, плавно переходящего в коммунистические погромы «буржуинских магазинов».

Так о чём ещё можно писать, как не о культуре современной западной цивилизации, построенной на технологиях белых руками цветных, ещё и под музыку чёрных?

Культурный код современности

Как я уже писал раньше, культура современности является прямым продолжением культурных кодов европейского Ренессанса. В подтверждение этого сегодня я хотел бы рассмотреть один из классических жанров современного кино. Он является явной производной от литературного жанра, который был классикой ещё во времена Возрождения. Сегодня мы говорим о вестерне. По традиции на этом месте включаем самую что ни на есть тематическую музыку и продолжаем.

Desert Songs от Amphibian Man — Spagetti Western, Psychedelic Western

''

 

Фильмы о ковбоях начали снимать в Голливуде одними из первых, ещё с конца XIX века. Ну а кинолента, которую принято считать «первым вестерном», вышла на экраны в 1903 году, под названием «Большое ограбление поезда». В то время основным в фильмах была визуальная составляющая, поэтому на этом этапе искать связь между первыми вестернами и романами артуровского цикла немного рановато.

Всё началось немного позднее, когда появился звук, а значит, появилась потребность в качественном сценарии. И вот тут-то и начинают появляться отдельные моменты, из которых впоследствии кристаллизуется канон вестерна.

Во-первых, образ главного героя. Даже не так. Образ главного героя, так будет вернее. Потому что в каноне вестерна, как в индийском фильме, коды есть для каждого случая. Это обязательно стрелок, обязательно всадник (рыцарь на белом коне, ага-ага), обязательно атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойская шляпа, шейный платок и так далее.

Читайте также:

Помимо внешней атрибутики, у вестерна есть ещё один характерный момент. То, что главный герой действует по собственному кодексу чести (привет Роланду и Ланселоту). Этот моральный кодекс может не совпадать с законами, но это не суть важно. Потому что классический вестерн, как и рыцарский роман, активно использует два древнейших культурных архетипа: первый — это архетип Героя, в обоих случаях это одинокий скиталец, совершающий добро направо и налево.

Как построить драму

Абсолютно неважна его мотивация, главное — он Герой, и это бесспорно. Второй архетип — ярко выписанный Антигерой, Трикстер. Тут могут быть варианты. Либо это одиночный злобный персонаж, либо коллективные «еретики», «корпорация», «мавры», «конфедераты» и так далее.

Весь несложный сюжет крутится вокруг конфликта безусловного Героя и безусловного Антигероя в рамках моральных кодексов обеих сторон. Опять же, такое противостояние архетипов — это классика не только вестерна, но и рыцарского романа.

Ну классика же

Вокруг этого противостояния и строится каноничный вестерн. Ещё один интересный момент — как в рыцарских романах, так и в вестернах есть зонирование. Здесь цивилизация, пейзане, горожане — а здесь уже инферно, дикие земли, погост, гроб –гроб – кладбище. Причём это зонирование крайне чёткое.

Если у цивилизации рыцарского романа с пейзанами и куртизанками главным атрибутом являются стены замка, то в случае вестерна фронтир — это железная дорога, телеграф, ну или на крайний случай ранчо. Любое вторжение существ из одной зоны в другую — это вызов, нарушение уклада. И только главный герой в сияющих доспехах и с потёртым винчестером за спиной может существовать и тут и там, поскольку, по сути, не принадлежит ни одному из этих миров.

Я не знаю, как так получилось, что сценаристы вольно или невольно, но обновили концепцию рыцарского романа до времён покорения Дикого Запада. Но факт есть факт — скелет сюжета канонического вестерна и канонического рыцарского романа практически ничем не отличаются.

Константин Качалов. Больше текстов автора:

Скорее всего, именно здесь и кроется секрет успешности вестерна как жанра. Он проявляется в использовании взаимодействия древних архетипов в том виде, в каком это известно ещё со времён первых мифов и легенд, а затем воспроизведено в рыцарских романах средневековья.

Что такое настоящий вестерн?

По сути, вестерн — это единственный самодостаточный жанр в кино, который с момента появления и до сегодня не потерял актуальности. Более того, дал жизнь огромному количеству поджанров, многие из которых также весьма и весьма успешны и востребованы. Тут вам и спагетти-вестерны. и индо-вестерны, и фэнтези-вестерны и даже постапокалипсис-вестерны.

Перечисление и описание всех поджанров займёт достаточно много времени, потому не буду тратить время на это — для этого нужна отдельная статья, не меньше. Гораздо интереснее будет рассмотреть взаимодействие и влияние киношного вестерна на другие сферы культуры.

Первой строкой, естественно, идёт музыка. Музыка вестерн имеет специфическое происхождение — изначально это аппалачский фольклор, смешавший в себе как ирландские и шотландские баллады, так и архаичный блюз. В самых ранних версиях исполнения аппалачских баллад хорошо заметно, что это далеко не «просто какое-то кантри». Звучало ближе к блюзу, но в исполнении белых.

Вестерн — это, пожалуй, была именно что ковбойская музыка. Пара струнных инструментов, возможно, губная гармошка — вот, собственно, и всё, что было в наличии у первых вестерн-групп на выступлениях, а иногда баллады исполняли и вовсе без инструментов, потому что гораздо важнее была текстовая составляющая. На мой взгляд, вполне логично, что именно вестерн-музыка зачастую стала основой для написания саундтреков к бесчисленным голливудским фильмам.

Классическая аппалачская баллада в исполнении Боба Дилана

Заняв своё достойное место на Олимпе Голливуда, вестерн оказал влияние и на многих авторов графических романов (ака комиксы). Начиная с 1940–1950-х годов на прилавках магазинов комиксов в разное время были весьма востребованы как комиксы по канону вестерна — Kid Colt, Outlaw, Rawhide Kid, and Red Ryder, так и с более сложной сюжетной линией, такие как «Проповедник» или «Джона Хекс».

Ну и куда же денешься от компьютерных игр, которые всё чаще и чаще занимают нишу фильмов и литературы для подростков и молодёжи. Тут будет достаточно вспомнить классику типа «Мэд Дог Мак Кри» из 1990-х или постап-вестерн «Фоллаут: Нью Вегас».

На примере вестерна мы можем наблюдать подтверждение одному простому афоризму: «Всё уже придумано до нас». Этот жанр эволюционировал от простого муви со стреляющими ковбоями до полноценного канона кинематографии, со своими правилами и особенностями.

Ещё раз повторюсь. Я не знаю, как так получилось, но, по сути, вестерн сегодня исполняет функцию того самого героического эпоса, что зародился ещё в доисторические времена. То есть рассказа о том самом герое, который придёт, порядок наведёт. И именно поэтому, на мой непрофессиональный взгляд, канон вестерна будет востребован ещё очень и очень долго.

По крайней мере, до тех пор, пока существует современная западная цивилизация.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.

''отсканируй
и помоги редакции

Become a Patron!

Загрузка...